Пока потепление благоприятно для сельского хозяйства России: уменьшилось число зим с опасными для озимых культур заморозками, на 5-10 дней увеличился период вегетации растений. Стало меньше июньских заморозков. Умеренное повышение концентрации углекислого газа в атмосфере способствует повышению урожайности ряда культур.
С другой стороны, исключительно мягкие зимы позволили колорадскому жуку проникнуть на северо-запад России. На востоке РФ все чаще случается засуха: в 2002 г. из-за отсутствия дождей в Читинской области погибло 70% посевов, а бескормица привела к значительному сокращению поголовья скота и массовой гибели диких животных.
В целом прогноз Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) весьма негативен: на Северном Кавказе к 2020 г. урожайность зерновых снизится более чем на 20%, в центрально-черноземных областях России, Поволжье, на Урале и в Восточной Сибири - примерно на 15%. К сожалению, это никак не компенсируется повышением урожайности на 7-9% на севере, северо-западе и Дальнем Востоке страны.
УВЕЛИЧИТСЯ КОЛИЧЕСТВО ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ
Сезон лесных пожаров будет начинаться раньше и продолжаться дольше. В частности, в Якутии уже потеплело на 3-4 градуса Цельсия. Проблема в том, что идет не просто потепление, а сильные колебания климатической системы - неустойчивая погода с более частыми сухими и жаркими периодами. При наличии возгорания (пусть даже по вине человека) площадь распространения огня в таежных лесах сильно возрастает.
Пожары будут происходить чаще и с большей интенсивностью во всех экосистемах, включая заболоченные леса и торфяные болота, которые содержат огромные количества отмершего органического вещества - мха, древесины, листвы. Например, за последние 30 лет площадь пожаров в западной части Северной Америки возросла вдвое, и в условиях ожидаемого потепления в последующие 100 лет она увеличится на 80%. Моделирование лесных пожаров в Сибири показывает, что скачок летней температуры с отметки 9,8 градуса Цельсия до 15,3 градуса Цельсия может привести к удвоению числа лет с сильными пожарами, увеличению площади лесных пожарищ почти на 150% в год и снижению запасов древесины на 10%.
РОССИЯ БУДЕТ ТОРГОВАТЬ МЕТАНГИДРАТАМИ
Действительно, в Мировом океане содержится очень много метана в виде газовых гидратов, по виду напоминающих лед. Они лежат на глубинах от 400 до 1000 м на больших площадях, причем глубина залегания зависит от температуры: в Арктике она наименьшая.
При таких условиях добыча любого твердого вещества маловероятна по экономическим соображениям. По последним расчетам Мирового энергетического агентства, гораздо дешевле будет добывать уголь и сжигать его экологически чистым способом. Такая технология уже есть. Она называется Carbon Capture and Storage (CCS) и представляет собой улавливание и захоронение углекислого газа.
Другое очень серьезное препятствие для добычи метангидратов кроется в том, что она приведет к оползням на шельфе и прорыву гигантских пузырей метана. В результате 90% этого газа будет попадать в атмосферу, а ведь известно, что парниковый эффект от тонны метана в 21 раз выше, чем от тонны углекислого газа!
Кроме того, добыча разрушит очень хрупкие арктические экосистемы. Поэтому WWF выступает за полное запрещение промышленной и даже пробной разработки метангидратов на шельфе.
СОКРАТИТСЯ ОТОПИТЕЛЬНЫЙ СЕЗОН
- К 2015 г. в России отопительный сезон станет короче на 3-4 дня, а на Камчатке - на 5 дней. К 2025 г. мы сможем сэкономить 5-10% топлива и энергии, а к 2050 г. - до 20%.
С другой стороны, нам придется активнее использовать кондиционеры, что потребует немалых затрат энергии. В России затраты на кондиционеры “съедят” треть того, что можно будет сэкономить на отоплении, в Европе - половину, а в США - 80%. Кроме того, нас ожидает частая смена погоды с внеурочными аномально теплыми и холодными периодами, заморозками, сильными ветрами и снегопадами (как во время отопительного сезона, так и после его окончания), что потребует дополнительных энергетических мощностей и топлива. Да и температура самых холодных суток в ближайшие 10 лет изменится незначительно - менее чем на 1 градус Цельсия.
В любом случае следует помнить, что энергосбережение и меры по достижению энергоэффективности дадут гораздо больше экономии - до 50%.
Температура океана растет медленно, но уже этого достаточно для обесцвечивания кораллов и причинения серьезного ущерба отдельным видам рыб. Известно, что на всю пищевую цепочку (фито- и зоопланктон, креветки, мелкую рыбу) температура влияет очень сильно. С 1950 по 1980 год вылов сельди в Северном море сократился более чем в 10 раз из-за совпадения избыточного вылова с изменением температуры.
Применительно к России отрицательное влияние изменения климата на рыбные запасы наиболее вероятно в Беринговом море. Из-за трансформации Эль-Ниньо в южной части Тихого океана в нем могут измениться циркуляция вод, состав фито- и зоопланктона. Возможно появление новых паразитов и болезней. Это может существенно повлиять на лососевых, минтая и других рыб.
Незаконный вылов и продажа - отдельная проблема, но если на рыбу навалятся обе беды - климат и перевылов, то многие виды просто исчезнут. Поэтому WWF борется против незаконного вылова: например, мы добиваемся обязательной установки на судах спутниковых радиобуев и отслеживания реального местонахождения рыбаков.
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ ОСВОБОДИТСЯ ОТО ЛЬДОВ
В настоящее время продолжительность навигации через узкое место - пролив Вилькицкого - составляет в среднем 20-30 дней, а к концу XXI века она достигнет 120 дней. Грузы из Европы в Японию и Китай пойдут через Россию. Это большой плюс.
С другой стороны, уже сейчас интенсивно разрушаются ледники Северной и Новой Земли. Будут ломаться и ледники Аляски, а особенно ледовый щит Гренландии. Таяние и разрушение льдов на этом острове сейчас наиболее заметны: с 1979 по 2005 год их площадь сократилась на 20%. Важно, что именно разрушение, а не таяние. Вода по трещинам затекает под ледник, и огромные его куски по водяной смазке сползают в океан. Через несколько десятилетий судоходство в целом облегчится, но возникнет угроза айсбергов. Только идеальная работа системы спутникового мониторинга может решить проблему. В противном случае придется вспомнить о трагической судьбе “Титаника”.
УВЕЛИЧИТСЯ КОЛИЧЕСТВО СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Росгидромет не только дает прогноз погоды: он следит за приближением наводнений, засух, ураганов и т.п. и ведет очень тщательный учет всех опасных гидрометеорологических явлений. За 1990-2005 годы их число удвоилось и достигло примерно 300 в год (в 2004-м и 2005 годах - 311 и 361 случай соответственно). По оценкам МЧС, нынешние потери от погодно-климатических катаклизмов составляют 30-60 млрд рублей в год, а главный ущерб причиняют наводнения и дождевые паводки. По числу природных катаклизмов первое место занимают ураганы, шквалы и смерчи. Они тоже наносят большой урон, так как развиваются очень быстро и неожиданно. По прогнозу Росгидромета, за 2005-2015 годы число опасных погодных встрясок возрастет вдвое - на территории России ежедневно ожидаются по два явления. Это означает, что в лучшем случае убытки будут идти в ногу с ростом ВВП, а скорее всего, значительно его обгонят. Средний ущерб на жителя России составит порядка 1000 рублей в год.
УХУДШИТСЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
В России за последние 10 лет в различных регионах периодически отмечаются вспышки брюшного тифа.
В результате потепления климата ожидается увеличение осадков и площади заболоченных земель. Это уже привело к шестикратному всплеску заболеваемости малярией. Примечательно, что завозят ее к нам не только из “малярийных” регионов: участились случаи местного заражения. В последние годы местная передача возбудителя малярии выявлена в Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Кемеровской, Липецкой, Московской, Новосибирской, Пермской, Рязанской, Самарской, Тамбовской областях, Республиках Татарстан, Башкортостан и даже в Северной Якутии.
Увеличение периода высоких температур приводит к активизации клещей и росту заболеваемости инфекциями, которые они переносят. В июне 2007 г. главный санитарный врач России Геннадий Онищенко объявил об опасности клещевого энцефалита в небывало большом числе регионов - 46.
ЖИЗНЬ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА СТАНЕТ ЛЕГЧЕ
С одной стороны, жители Арктики действительно выиграют от потепления. Им будет проще долгое время находиться зимой на воздухе, меньше будет случаев обморожения и гипотермии. Однако отрицательные последствия изменения климата намного превышают положительные.
Потепление приводит к нарушению пищевых цепей в Арктике: традиционные объекты охоты - тюлени, белые медведи, олени, некоторые виды рыб и птиц - становятся все более труднодоступными. Люди вынуждены переходить на западный тип питания, а это влечет за собой новые, непривычные для северян проблемы со здоровьем: диабет, ожирение, сердечно-сосудистые заболевания.
Изменение привычного образа жизни, вынужденное переселение, распад сообществ и отсутствие перспектив уже приводят к тому, что в Арктике усугубилась извечная российская проблема - пьянство.
ОЛЕНЕВОДСТВО БУДЕТ ПОСТАВЛЕНО ПОД УДАР
Северные олени кочуют зимой на юг, спасаясь от холодов, а летом - на побережье океана, подальше от гнуса. Более теплая и ветреная погода для них, может быть, действительно неплоха.
Гораздо опаснее для северных оленей резкие заморозки после весенних оттепелей, когда образуется ледяная корка и животные не могут достать корм из-под снега. Такие явления участились с изменением климата. На Шпицбергене, например, это однажды привело к гибели более 70% популяции оленей. Несколько лет назад тысячи копытных погибли в Даурии.
Возникнут проблемы и с перегоном оленей из-за более позднего ледостава на реках. Уже сейчас это вызывает серьезные сложности у жителей Кольского полуострова.
ТАЕЖНЫЕ ЛЕСА УНИЧТОЖАТ ВРЕДИТЕЛИ
У стволов елей, испытывающих стресс из-за жары и засухи, снижен потенциал роста. Это приводит к уменьшению количества и более низкому напору смолы, которую дерево под высоким давлением выталкивает навстречу самкам жуков-короедов, пытающимся проникнуть внутрь ствола, чтобы отложить яйца. Когда целые популяции деревьев находятся в стрессовых условиях из-за региональных возмущений климата, которые в последнее время часто наблюдаются, например в Сибири, то создаются благоприятные условия для насекомых, деревья повреждаются и гибнут на значительных территориях.
В последние годы большие лесные массивы хвойных лесов погибли в Архангельской области, причем именно от вредителей. Вспышки размножения насекомых были вызваны теплой погодой весенних месяцев и отсутствием заморозков в конце весны и начале лета. А на это, в свою очередь, оказали влияние более раннее вскрытие льда и прогрев воды в южной части Карского моря. То есть связь с изменением климата достаточно очевидна.
НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ МОЖНО БУДЕТ ВЫРАЩИВАТЬ КАРТОШКУ
Действительно, в последние годы на севере Якутии стали сажать картошку, а ведь еще 350 лет назад воеводы П. Головин и М. Глебов писали, что в районе Якутского острога “...земля-де, государь, и среди лета вся не растаивает” и потому здесь “...по сказкам торговых и промышленных служилых людей, хлебной пашни не чаять”.
Увы, обратная сторона медали гораздо хуже. Некоторое время назад в поселке Черский, что в верхнем течении реки Колымы, обрушился жилой дом: под фундаментом здания оттаяла вечная мерзлота. И это далеко не случайно. В ХХ веке температура на Земле повысилась на 0,7 градуса Цельсия, а в зоне вечной мерзлоты - местами до 5 градусов Цельсия. В Якутске из-за просадок мерзлого грунта за последние 30 лет серьезные повреждения получили более 300 зданий. С 1990 по 1999 год число сооружений, пострадавших из-за неравномерных просадок фундамента, увеличилось по сравнению с предшествующим десятилетием: в Норильске - на 42%, в Якутске - на 61%, а в Амдерме - на 90%.
ТАЯНИЕ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ ПОРОДИТ НЕБЫВАЛЫЕ ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ
Эта проблема чрезвычайно актуальна для России, 63% территории которой покрыты многолетней мерзлотой. Сегодня над ней активно работают Государственный гидрологический институт в Санкт-Петербурге, Институт мерзлотоведения РАН в Якутске, специальная лаборатория в Магадане.
Во время Третьей российско-американской экспедиции по изучению климатических процессов в Арктике были выявлены новые и обследованы ранее открытые аномалии, где идет интенсивное выделение парниковых газов - метана и углекислоты, что свидетельствует об активном разрушении вечной мерзлоты.
Есть достаточно надежный прогноз сокращения площади мерзлоты: в ближайшие 25-30 лет - на 10-18%, к середине столетия - на 15-30%. При этом ее граница сместится к северо-востоку на 150-200 км. Повсеместно увеличится глубина сезонного протаивания - в среднем на 15-25%, а на арктическом побережье и в отдельных районах Западной Сибири - до 50%.
Дело не только в глубине протаивания вечной мерзлоты: очень важна температура. Мерзлота - это не кусок грязного льда, а скорее “сыр с дырками”. При потеплении меняются ее физико-механические свойства, пористость, адгезия к сваям-основаниям, что уменьшает несущую способность фундаментов. В Западной Сибири ежегодно происходит около 35 тыс. отказов и аварий на нефте- и газопроводах, из них более 20% вызваны механическими воздействиями, в том числе деформацией опор. На Ямале мерзлый грунт сильно засолен из-за близости моря. При этом “рассол” остается жидким при отрицательных температурах и проникает на большую глубину вдоль стен и опор. Это и вызывает разрушение. В течение нескольких десятилетий из строя могут выйти здания, дороги, мосты, аэродромы и т.п., расположенные в зоне вечной мерзлоты, а это большая часть территории России.
РОССИЯ СМОЖЕТ ТОРГОВАТЬ КИСЛОРОДОМ
То, что леса поставляют кислород, - распространенный миф. Конечно, при фотосинтезе и леса, и океанический фитопланктон выделяют кислород, но при дыхании и разложении органического вещества они его поглощают. Экосистемы суши выделяют около 3 млрд тонн, а океан - 1 млрд тонн. Это компенсирует только 13% антропогенного потребления кислорода при сжигании ископаемого топлива. В результате весь мир, в том числе и Россия, использует сегодня не собственные кислородные ресурсы и не ресурсы других стран, а тот кислород, который был накоплен в атмосфере за время развития биосферы. По запасу в атмосфере кислород намного превосходит углекислый газ: его в 400 раз больше! Поэтому, даже если концентрация углекислоты возрастет в 10 раз, нам не станет труднее дышать. Так что кислородный ресурс атмосферы можно в настоящее время считать неисчерпаемым. Другое дело, что локально лес действительно является легкими города, микрорайона, местным очистителем воздуха от пыли и примесей, но и здесь все не так просто.
Российские леса уже не являются легкими планеты. Любой лес дышит и растет, но если, например, в молодом и ухоженном березняке поглощение углекислого газа намного превышает эмиссию, то старый и “замусоренный” гниющей древесиной лес производит больше углекислоты, чем потребляет. Добавьте к этому пожары и рубки, при которых вывозится только лучшая часть древесины, а остальная гниет или сжигается, губятся молодые деревья, нарушается почвенный покров и т.д. Поэтому леса России в отдельные годы даже не являются нетто-поглотителями углекислого газа, то есть поглощение этого газа не превышает выбросы. Так, в 2000 году эмиссия превышала абсорбцию примерно на 100 млн тонн. В благополучные же годы поглощение больше эмиссии на 500-600 млн тонн. Это немало, но нейтрализует всего лишь до 20% всех выбросов парниковых газов, производимых энергетикой, промышленностью, ЖКХ, сельским хозяйством России.
Если учесть потребление кислорода людьми и животными, то получится, что Россия производит лишь около 560 млн “лишних” тонн этого газа, а это не компенсирует даже антропогенного потребления кислорода нашей страной. К счастью, дефицита кислорода нет и не предвидится даже в далеком будущем, а значит, не будет и квот на продажу кислорода.
e-news.com.ua