Евросоюз согласовал программу финансовой помощи Греции. Как это отразится на еврозоне, анализирует эксперт по международному и европейскому праву, партнер адвокатской компании "IMG partners" Вадим Трюхан.
Телевизионная картинка из Греции на протяжении нескольких последних дней напоминает кадры из стран, переживших "арабскую весну". Разбитые витрины магазинов, переполненные демонстрантами улицы, клубы дыма и слезоточивого газа. Греки недовольны. Они протестуют. Афины на пороге дефолта. Страны еврозоны призадумались… И вот, наконец, после длившихся целую ночь переговоров, согласован так называемый политический пакет, который станет основой для второй программы поддержки платежеспособности эллинов.
Греция спасена. Еврозона продолжает функционировать в полном объеме. Европейский Союз в очередной раз доказал свою живучесть. Мир может с облегчением перевести дух.
"Греческая" тема для многих европейцев стала уже притчей во языцах. Всевозможные прогнозы относительно дальнейшего развития событий переполняют информационное пространство. Причем разброс мнений вызывает искреннее недоумение — от требований немедленно исключить эту страну не только из зоны евро, но и из Европейского Союза, до предположений, что все и так само собой рассосется. А что же происходит на самом деле? Попробуем сделать короткий анализ.
А были ли варианты?
Государства — участники любого экономического союза должны гармонизировать свою денежно-кридитную политику, налоги и государственные расходы. Общеизвестный факт, — в Европейском Союзе этого так и не смогли сделать. Но ведь в экономических союзах, все взаимосвязано. Проблемы одного участника становятся головной болью всех.
Так вышло и с ЕС, который, напомним, является класическим примером такого союза. Хотя и не до конца, и не только. "Не до конца", — потому как до последнего времени инструментарий влияния Европейской Комиссии, — своеобразного правительства ЕС, — на денежно-кредитную (бюджетную) политику государств-членов был весьма ограничен. "И не только", — ЕС постепенно трасформировался из суто экономического в политико-экономический. Более того, его компетенция давно вышла даже за эти рамки. С 1998 года не прекращаются попытки полноценного запуска собственной политики безопасности. Ну а вопросы юстиции и внутренних дел (свободы и безопасности), образования, культуры, науки и т.д. смело составляют здоровую конкуренцию упомянутым экономическим и политическим темам в рутинной повестке дня брюссельських чиновников.
Не вдававсь глубоко в подробности, отметим, что учасникам экономического союза приходится считаться друг с другом, ведь все их финансовые потоки взаимосвязаны. И, в случае банкротства одного, неминуемо последует лавина других. А кроме того, "эффект домино" вызывает и так называемый репутационный урон, который наносится всему Союзу в случае его неспособность обеспечить стабильное существование для всех государств-членов.
Вместе с тем, руководство Греции тоже прекрасно отдает себе отчет в том, что режим жесткой экономии все таки лучше, чем банкротство страны, которое неминуемо привело бы к гиперинфляции, росту безработицы, утрате сбережений и удорожанию жизненно необходимого импорта.
Поэтому, по большому счету, иного выбора, кроме как удерживать всеми доступними средствами Грецию от дефолта, у европейцев, как и у самих греков, не было.
Вся надежда на технократов
В Украине слово "технократ" часто асоциируется с г-ном Кириенко, который по воле Президента России Ельцина в 1998 году неожиданно для всего мира, да и самих россиян, стал вторым человеком во властной вертикали нашого северо-восточного соседа. Его называли технократом, который совладает с финансовым кризисом 1998 года. На поверку же оказалось, что тяжеловесы российской политики быстренько "съели" умного, но не достаточно влиятельного вундеркинда, за которым с тех времен прочно закрепилось прозвище "киндер-сюрприз". Премьерство его оказалось недолговечным и бесславным, ведь Россия впервые в своей истории объявила себя банкротом. А негативным шлейфом этот термин в нашем сознании обзавелся наверное навечно.
Вместе с тем, технократ, — это по определению позитивный персонаж, — кризис–менеджер, руководитель, который не обличен политической ответственностью или какими либо другими условностями. Это управленец, наделенный полномочиями решать конкретно возникшую задачу либо проблему. В его действиях напрочь отсутствует популизм. Кстати, Премьер Италии Монти как раз класический пример такого менеджера. В Греции после того, как политики завели страну в тупик, каждый раз перед очередными выборами необснованно поднимая социальные расходы, наверное, только технократы могут вывести ее из крутого пике. Именно этим и занимается нынешний Премьер Греции Лукас Пападемос со товарищи.
Задание, которое стоит перед его правительством, не из простих. Особенно учитывая то, что разгребать приходится воистину "авгиевы конюшни". Но есть одно существенное преимущество, — речь не идет о ситуации "один в поле воин", ведь плечо подставляет Брюссель, со всей его французской креативностью, итальянской экспрессивностью и немецкой педантичностью. А кроме того, — Вашингтон, который имеет своеобразную золотую акцию в МВФ, относится с явной симпатией к Афинам.
Бесплатный сыр раздают только в мышеловке
К решению о согласовании программы, которая позволит получить очередную порцию кредитов для Греции в ЕС шли довольно долго. Условия, графики выполнения, суммы и т.д., обговаривались скурпулезно, сроки принятия решений неоднократно переносились, требования все время ужесточались. И вот, наконец, после бессонной ночи с 20-го на 21-е февраля, результат достигнут. Весь пакет договореностей, согласованных министрами финансов еврогрупы, отображен в завлении, принятом рано утром 21-го
Главные элементы пакета следующие:
* В 2012 году бюджетные расходы Афин дополнительно сокращаются на 325 млн.евро;
* На протяжении двух месяцев в национальное законодательство Греции будет включено положение, в соответствии с которым обслуживание внешних долгов станет приоритетным заданием правительства, в последующем эта норма должна быть внесена также в Конституцию страны;
* Обе коаалиционные партии обязались исполнять кредитною программу и после очередных парламентских выборов;
* В госсекторе сокращается 15 тыс.рабочих мест, а минимальная зарплата снижается со 751 до 600 евро;
* Более 53% суммы долга (почти 100 млрд. евро) Греции перед частными кредиторами списываются;
* К 2020 году уровень внешнего долга должен быть снижен со 160% ВВП до около 120%;
* Финансовая политика Греции будет находиться под постоянным мониторингом специальной рабочей группы, составленной из экспертов ЕК и стран еврозоны.
* Греция получает более 130 млрд. евро, исполняя программу, рассчитанную до 2014 года.
Как видно из этого перечня, для получения кредитов, грекам придется ужать свои апетиты относительно бюджетных ассигнований на социальные нужды, а также пребывать в состоянии постоянного внешнего контроля. Не позавидуеш тому, чьи действия все время контролируют с использованием лупы.
История Европейского Союза — история перманентного кризиса
Кризис в Греции — это не проблема одной отдельно взятой страны, скорее это симптом болезни всего Европейского Союза. Для того, чтобы вылечить один инфицированный орган, нужно понять истоки болезни, установить диагноз и назначить курс лечения для всего организма. Вроде бы азбучная истина. Но, видимо, она не всем понятна в Брюсселе и некоторых столицах государств-членов.
Пытаясь спасти Афины, с трепетом ожидая как будет развиваться ситуация в других странах PIIGS, лидеры ЕС не способны пока к кардинальным, а главное согласованным, шагам по реформированию ЕС. Бюджетный союз, — это движение в верном направлении, но достаточно ли этого? Вопрос далеко не риторический. Более того, удивляет то, что один из наших надежных в недавнем прошлом друзей — адвокатов, — Лондон, — не поддерживает идею дальнейшего углубления интеграции в рамках самого ЕС.
А ведь на самом деле, выбор у европейцев не большой. Как в той детской сказке о двух лягушках, — активно шевелить лапками, и, взбив масло со сметаны, выбраться из банки. Либо успокоиться, сложить лапки, не трепыхаться и в результате тихо уйти на дно той самой банки
Корень проблемы лежит в концептуальних основах развития Евросоюза. Часто приходится слышать мысль о том, что, мол, ЕС постоянко пребывает в кризисе. То финансовые проблемы, то институционные, то гуманитарные то какие-то еще другие. Все это верно. Но как правило, любой кризис приводит к одному из двух известных финалов, — либо к разрушению организма, либо к выработке противоядия, которое в будущем делает его неуязвимым. До последнего времени ЕС выходил из всех турбуленций более сильным и приспособленным к меняющимся условиям внешнего мира.
К чему приведет нынешний кризис пока предугадать сложно. Но для полноценного выздоравливания, спасення Греции мало. Рано расслабляться, дамы и господа президенты, премьеры и комиссары. Авгиевы конюшни ждут своего Геракла и в других странах, в первую очередь, — в Брюсселе.
Вадим Трюхан, эксперт по международному и европейскому праву, партнер адвокатской компании "IMG partners"
Инф. delo.ua
e-news.com.ua