"Укрзализныця" начала реформу системы перевозки грузов. Администрация создала Транспортно-логистический центр, который позволит добиться главного — увеличения объемов перевозок и обновления вагонного парка.
В начале этого года государственная администрация железнодорожного транспорта "Укрзализныця" создала Транспортно-логистический центр (ТЛЦ), целью которого декларируется объединение всех функций по обслуживанию грузоотправителей. Создание центра, по данным "Укрзализныци", упростит управление железными дорогами, создаст для клиента-грузоотправителя единое окно взаимодействия, позволив ему избежать заключения договоров на погрузку, выгрузку с каждой из шести железных дорог.
Как пояснил гендиректор "Укрзализныци" Владимир Козак, одной из главных целей создания ТЛЦ стал дефицит инвентарного подвижного состава в связи с возрастающими объемами перевозок и уменьшением наличия вагонов инвентарного парка принадлежности других стран-собственников на территории Украины. "Это вызвало значительное увеличение оборота инвентарных украинских вагонов, которые загружаются назначением в страны СНГ", — пояснил Козак.
"Реальность показывает, что на сегодняшний момент "Укрзализныця" не является эффективным субъектом хозяйствования. Очевидно, что необходимы реструктуризация и со временем привлечение частных инвесторов. В других странах, где прошла реструктуризация железных дорог, удалось значительно улучшить эффективность ее работы, — поясняет глава Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко. — Поезда там работают минута в минуту и обновлен вагонный состав. Нынешняя реструктуризация "Укрзализныци" позволит добиться таких же результатов. Поэтому можно только одобрить решение о реформе "Укрзализныци".
Помимо создания ТЛЦ, "Укрзализныця" намерена сменить и статус украинского грузового подвижного состава с инвентарного на собственный путем передачи парка в две государственные операторские вагонные компании (Дарницкий вагоноремонтный завод и "Укрспецвагон").
"Обращения "Укрзализныци" к железнодорожным администрациям соседних государств об отправке по возврату нам вагонов часто оставались без внимания. В то же время ежесуточно из Украины по внешним стыкам сдается около 1000 собственных полувагонов принадлежности других стран в порожнем состоянии, — сетует Козак. — После изменения статуса украинского грузового подвижного состава с инвентарного на собственный никто не сможет взять уже выгруженный вагон для дальнейшего пользования без нашего согласия. Мы сможем координировать свою деятельность на внешних рынках с перевозчиками и железнодорожными администрациями так, чтобы вагон возвращался обратно".
Таким образом, изменение статуса подвижного состава позволит избежать сложностей с возвратом вагонов "Укрзализныци" из-за пределов Украины. По соглашению о совместном пользовании вагонами инвентарного парка, украинский парк, выходя за пределы страны, является предметом эксплуатационного использования другими государствами, прежде всего, по причине низких тарифных ставок, регламентируемых данным соглашением. Вследствие этого украинские вагоны работают за пределами Украины, пока позволяет их техническое состояние. После чего возвращают вагоны для ремонта, а плата за их использование не только не компенсирует ремонт, но и не покрывает затраты на содержание.
Новая модель организации грузоперевозок предполагает создание единых рыночных условий по эксплуатации как железнодорожного парка "Укрзализныци", так и парка частных железнодорожных операторов. В новых условиях грузоотправители, при использовании парка украинской железной дороги, будут также нести расходы по оплате порожнего пробега, как их несут грузоотправители, пользующиеся услугами частных операторов.
"Таким образом создаются дополнительные стимулы для более эффективного использования подвижного состава и сокращения порожнего пробега. Кроме того, формируется ресурсная база для инвестирования в модернизацию и ремонт подвижного состава", — объясняет член комитета Верховной рады по транспорту и связи Виталий Корж.
Наибольшую выгоду от реализации новой модели транспортировки железнодорожных грузов получают грузовладельцы и грузоотправители. Фактически реформа, проводимая компанией, позволит снизить дефицит вагонов за счет их возврата прежде всего из РФ.
Ожидается, что процедура заказа и получения вагонов грузоотправителями станет более прозрачной и менее коррупционной, так как с ликвидацией дефицита состава отпадет необходимость делать неофициальные платежи для их оперативного получения.
Введение платы за порожний пробег для частного парка "Укрзализныци", с одной стороны, простимулирует снижение порожнего пробега и увеличение его загрузки, с другой стороны, позволит аккумулировать ресурсы на модернизацию и обновление подвижного состава.
"Я думаю, что нынешняя реструктуризация железных дорог будет иметь не только кратковременный положительный эффект, но и долгоиграющие положительные последствия. В перспективе она приведет к росту капитализации и грамотному разделению функции. Важно также, что изменение статуса подвижного состава позволяет фактически избежать сложностей с возвратом вагонов "Укрзализныци" из-за пределов Украины. Естественно, я оцениваю такой процесс положительно. Тем более что в России это удалось сделать довольно успешно", — отмечает управляющий директор ИК Concorde Capital Виталий Струков.
Очевидно, что реформа украинских железных дорог, о необходимости которой говорилось довольно давно, началась. Первые шаги "Укрзализныци" большинство аналитиков оценивают положительно. "Главное, чтобы на этом процесс не затормозился и не остановился, как у нас часто бывает. Тогда уже спустя 5-7 лет у нас будет возможность увидеть совсем другие железные дороги. Такие же, как в странах Евросоюза", — резюмирует Виталий Корж.
Инф. delo.ua
e-news.com.ua