Россия и Европа играют в газовые войны. Европа провела очередную атаку: антимонопольные органы Еврокомиссии провели проверки в европейских "дочках" Газпрома.
Официальное объяснение - стремление ЕС повысить конкуренцию на энергетических рынках. Но, как в мозаике, чтобы понять назначение каждого элемента, необходимо узреть всю картину.
Расследование совпало с дипломатическим противостоянием России и ЕС относительно будущих поставок в Европу энергоносителей на фоне конкуренции двух конкурирующих газопроводных проектов - европейского "Набукко" и российского Южного потока. На кону для европейцев - диверсификация импорта за счет огромных запасов газа в Средней Азии либо усиление зависимости от российского газа.
С другой стороны, несколько дней назад стало известно о планах возвращения в Кремль из кресла премьер-министра как минимум на шесть лет бессменного лидера страны Владимира Путина. Выпад против подконтрольного премьеру "национального достояния", российской газоэкспортной монополии, можно рассматривать как форму возражения лично Путину.
В последнее время Европа на удивление энергично принялась искать поставщиков для "Набукко" и сейчас ведет переговоры с Азербайджаном и Туркменией о строительстве Транскаспийского газопровода, который был бы связан с "Набукко". Но есть помеха: Россия любыми способами - юридическими проволочками, декларируемой заботой об экологии и дипломатическим давлением - тормозит европейский проект, препятствуя соглашению о правовом статусе Каспия. Кажется, Европа начинает терять терпение.
Нарастание конфликта - плохая новость для акционеров Газпрома. Несмотря на оптимизм его сотрудников, не ждущих серьезных санкций, если Еврокомиссия сумеет обосновать подозрения в ценовом сговоре, концерну грозят грандиозные штрафы - до 10 процентов годового оборота дочерних компаний, в отношении которых ведется расследование. Только в Германии сумма штрафов может составить $900 миллионов.
Еврокомиссар по энергетике ГюнтерЭттингер в сентябре посоветовал России не увлекаться конкурирующими трубопроводами. Согласно Deutsche Welle, Ёттингер сказал: "Если Россия попытается помешать "южному коридору" технически, проложив Южный поток, или политически, оказав давление на Ашхабад и Баку, то я лично стану меньше доверять долгосрочным контрактам и меньше верить утверждениям, что газ не является политическим инструментом".
Есть вероятность, что Москва отступит, осознав опасность своей тактики "палки в колеса", и попытается извлечь выгоду из сотрудничества с ЕС, например, в вероятном управлении украинскими газопроводами, отказавшись взамен от политически мотивированного Южного потока.
ПРОТИВ КРЕМЛЯ
Газпром и прежде не был желанным гостем в Европе, которая опасается угрозы российского энергетического шантажа, но единства в поддержке "Набукко" в Европе также не наблюдается. На этой неделе BP заявила, что, возможно, построит собственный газопровод для азербайджанских ресурсов, на которые рассчитывали акционеры "Набукко".
Скорее можно говорить о европейском единстве против Газпрома, отождествляемого многими с правящим в России режимом.
Путин в ранге президента заметно опекал Газпром.
Именно Путин пригласил возглавить газпромовский проект Северный поток экс-канцлера Германии и своего личного друга Герхарда Шрёдера. После трагедии в Фукусиме Путин приглашал японские компании участвовать в добыче газа в РФ и предлагал увеличить экспорт топлива в Европу, чтобы высвободить объёмы для Японии.
Газпром смог достичь некоторого прогресса в европейской экспансии в основном в Германии и Италии - странах, где у Путина наибольшее влияние.
Газпром не впервые встречает жёсткое противодействие в Европе, и его мечта получить доступ к местной рознице всякий раз откладывается.
Даже косвенное влияние на ситуацию было неприемлемо для европейцев: Сургутнефтегазу отказали в покупке доли в венгерской MOL, расторгнув уже почти совершённую сделку, потому, что таким образом Россия могла получить информацию о "Набукко", акционером которого выступает венгерская компания.
Газпром и Роснефть заинтересованы в покупке доли в польской нефтеперерабатывающей компании Lotos, но Польша откладывает решение о продаже.
Газпром пытался зайти на европейский розничный рынок и через электроэнергетику, подписав летом с немецкой RWE меморандум о возможности создания СП, объединяющего подконтрольные сторонам электростанции в Германии, Великобритании и странах Бенилюкса.
В конце июня Газпром заявил, что хочет инвестировать в электроэнергетическую отрасль Германии, которая отказалась от атомной программы после ядерного кризиса в Японии, и ведёт переговоры о строительстве газовых электростанций с немецкими E.ON, Wintershall, RWE и независимыми генерирующими компаниями.
Список очень близок к перечню фирм, проверяемых сейчас Еврокомиссией.
Весной 2011 концерн признал, что испытывает проблемы из-за снижения потребления газа в Европе, которой не нравится энергетическая зависимость от Газпрома, обеспечивающего ей около четверти необходимого объёма газа.
Если противостояние продолжится, к снижению спроса может добавиться падение выручки из-за грозящих Газпрому штрафов.
По материалам: Reuters
Инф. delo.ua
e-news.com.ua