В прошлом году продажи лекарственных препаратов, лечебной косметики и медицинских изделий в Украине составили 20,3 млрд гривен, что на четверть больше, чем годом ранее, пишет газета "Дело".
В натуральном выражении (количество проданных упаковок) рынок, напротив, сократился на 10% - до 1,7 млрд упаковок. Лидером продаж (в гривнях), по данным исследования "Фармстандарт" компании "Морион", остался препарат норвежской компании Nycomed "Актовегин" (применяется для лечения заболеваний центральной нервной системы). За год его продано примерно на 200 млн грн.
Заметно выросли продажи антивирусных и противопростудных препаратов. В пятерку самых продаваемых лекарств ворвался "Амизон" компании "Фармак". За год препарата продано на 110 млн гривен, что позволило ему переместиться с 37-й позиции в 2008 году на 4-ю в 2009-м.
С 20-го на 8-е место подскочил "Колдрекс" (GlaxoSmithKline), продажи которого составили 89 млн гривен.
В компании Nycomed лидирующие позиции "Актовегина" объясняют так: "В Украине от патологий центральной нервной системы и нарушений мозгового кровообращения страдает очень большое количество граждан. Показатели смертности от мозгового инсульта у нас превышают показатели большей части европейских стран. В СНГ нас опережают только Россия и Молдова". Тогда как аналогов этого препарата в Украине не производится.
На втором месте по продажам в деньгах, как и годом ранее, - гепатопротекторные препараты французской компании sanofi aventis под брендом "Эссенциале". Их продажи оцениваются в 125 млн гривен. На третьей позиции - "Милдронат" (компании Grindex), который применяется при пониженной работоспособности и заболеваниях сердца.
Также в десятку наиболее популярных препаратов попали такие иностранные лекарственные средства, как "Мезим" (применяется при нарушениях пищеварения, производитель Berlin-Chemie), спазмолитик "Но-Шпа" (sanofi aventis) и кардиологический препарат "Предуктал" (Servier).
Аптечные сети подтверждают высокий спрос на указанные лекарства. По словам руководителя отдела закупок сети аптек "Виталюкс" Ольги Корчаги, наибольшим спросом у них пользуются такие препараты, как "Эссенциале" и "Мезим". "Высокий спрос на эти медикаменты вызван несколькими причинами. Это и неправильный режим питания, и качество отечественных продуктов, и постоянные стрессовые ситуации", - говорит Корчага. Также влияет на популярность этих препаратов, по ее словам, обилие рекламы.
Среди отечественных лекарств аптечные сети в качестве лидеров продаж выделяют сравнительно дешевые, поэтому и менее доходные "Цитрамон", "Анальгин", "Корвалол", "Валидол", "Сенадекс" и активированный уголь.
Паника, возникшая вокруг эпидемии "свиного" гриппа, спровоцировала чрезвычайный спрос на противовирусные препараты. Как результат, начиная с октября по декабрь, кроме "Амизона" и "Колдрекса", в лидеры рейтинга самых кассовых лекарств подтянулись "Арбидол", "Анаферон", "Афлубин" и "Терафлю".
Ольга Корчага признает, что продажи компании за IV квартал прошлого года были как минимум в два раза выше, чем в аналогичный период 2008 года. "За несколько дней были проданы 2-хмесячные запасы противовирусных препаратов. При этом остался значительный неудовлетворенный спрос. Фактически рост продаж был ограничен физическими возможностями обслуживать клиентов и ограниченными запасами, - вспоминает Ольга Корчага. - В период эпидемии количество чеков было в 2-4 раза больше, чем в обычное время".
По данным компании "Фармстандарт", в пиковый период эпидемии недельный объем аптечных продаж составлял 645,5 млн гривен. Это на 278,8 млн гривен больше среднестатистических продаж в этот период.
При этом игроки рынка говорят об общем снижении спроса на дорогие препараты в пользу более дешевых. "Доля препаратов низкого и среднего ценового диапазона в общем объеме реализации по сравнению с 2008 годом возросла на 10%", - отмечает Василий Манько, руководитель пресс-службы Борщаговского химико-фармацевтического завода. Операторы фармрынка обращают внимание на сокращение потребления нерецептурной группы (витамины, пищевые добавки, препараты, которые не требуют назначения врача – ред.).
По словам коммерческого директора компании "Фармастор" Инны Овсянниковой (сеть "Аптека Доброго Дня"), в 2009-м продажи таких препаратов в упаковках снизились на 30%, в то время как рецептурная группа сократилась только на 4%. "Это прежде всего свидетельствует о том, что люди уже не готовы тратить на лекарства столько же, сколько и ранее, но продолжают покупать то, что прописывает врач, - отмечает Овсянникова. - При этом сегодня не редкость ситуация, когда сами медики предлагают пациенту на выбор 2-3 препарата разных ценовых сегментов".
Представители фармотрасли полагают, что эта тенденция будет актуальна и в 2010 году. И фармацевты, и эксперты ожидают дальнейшего сокращения рынка в натуральном выражении (упаковках). По прогнозам директора по маркетингу консалтинговой компании "Бизнес-кредит" Ирины Деревянко, это снижение составит 8-9% по сравнению с 2009 годом. Как изменятся продажи в гривнях, во многом будет зависеть от курса доллара и евро.
20,3 млрд гривен составил объем фармацевтического рынка Украины в 2009 году. В 2008-м продажи составили 16,1 млрд гривен.
Среди фармацевтических компаний по продажам в 2009 году лидирует немецкая Berlin-Chemie (возглавляет рейтинг 3 года подряд). Большой прыжок сделала компания "Фармак" - поднялась с 6-го на 2-е место. В десятке лидеров присутствуют еще два отечественных производителя - "Дарница" (переместилась с 3-го на 4-е место) и корпорация "Артериум" (с 7-го на 6-е). Из иностранных компаний поднялись в рейтинге норвежская Nycomed и венгерская Gedeon Richter.
Инф. mignews.com.ua
e-news.com.ua