На прошлой неделе парламент принял Закон "Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы в 2010 году", согласно которому повышение социальных стандартов должно произойти уже с 1 ноября нынешнего года.
Не сомневаясь в том, что президент подпишет новый документ, правительственные чиновники уже принялись запугивать грядущими массовыми увольнениями в бюджетном секторе из-за невозможности выплатить всем повышенные зарплаты. Однако апокалипсические прогнозы Кабмина, как считают независимые эксперты, слишком преувеличены.
Деньги перераспределят
После того как новый закон вступит в силу, правительство и профильный парламентский комитет должны подготовить проект соответствующих изменений в бюджет-2009 и учесть новации при верстке главной финансовой сметы страны на будущий год. "До того как новый размер минимальной заработной платы не будет внесен в закон о госбюджете, повышенные соцстандарты будут оставаться простой декларацией", — поясняет в юрист ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Валерия Гудий. По подсчетам правительственных финансистов, для того чтобы уже с 1 ноября начать выплачивать повышенные зарплаты, казне необходимо дополнительно изыскать 8 млрд гривен, а расходы бюджета-2010 увеличить еще на 70 млрд гривен. Главным источником их появления правительство считает печатный станок. А это непредсказуемо раскрутит инфляцию и в итоге приведет к еще большему обнищанию населения.
Однако независимые эксперты уверяют, что Кабмин ошибся в расчетах. "По нашим подсчетам, на то, чтобы бюджет мог покрыть расходы на увеличенные зарплаты, а также издержки на повышение других социальных позиций, привязанных к прожиточному минимуму и минимальной зарплате, в текущем году потребуется дополнительно изыскать 2,7 млрд гривен, а в следующем — около 38 млрд гривен. По сравнению с объемами бюджетных расходов это не такие большие деньги", — сказала директор Института бюджета и социально-экономических исследований Ирина Щербина.
Правда, найти эти суммы будет проблематично. "Внешние рынки заимствования для Украины в этом году закрыты. Искать ресурсы за счет внутренних заимствований тоже бесполезно: если банки и покупают гособлигации для своих нужд, то в очень ограниченном количестве. И чем ближе выборы, тем осторожнее они будут себя вести. Поскольку, рискуя не получить кредит МВФ, страна находится в преддефолтном состоянии", — говорит директор центра CASE-Украина Дмитрий Боярчук. Поэтому для увеличения социальных расходов правительство может пойти традиционным путем, изъяв деньги из других расходных статей. Скажем, недофинансировать государственные программы, что уже полным ходом практикуется из-за невыполнения налоговых планов.
Сверхплановые доходы, о которых постоянно отчитывается Госказначейство, — миф. Больше требуемого фискалам удается собрать лишь потому, что Минфин постоянно урезает их план. В частности, в сентябре корректировка составила 40,1%: первоначально в этом месяце Минфин намеревался получить почти на 6 млрд гривен больше. Всего же за девять месяцев план скорректирован почти на 23 млрд гривен, или на 17,5%. И это притом, что, по подсчетам Секретариата Президента, по состоянию на 1 октября предприятия авансом уплатили в казну 10,8 млрд гривен, а еще 5 млрд гривен — это невозмещенные суммы НДС. По подсчетам независимых экспертов, зависшие в бюджете суммы этого налога как минимум впятеро больше.
Бюджетников не уволят
деньгиПо словам заместителя министра финансов Владимира Матвийчука, чтобы выполнить новые социальные обязательства, не печатая денег, придется уволить более 1,5 млн работников бюджетной сферы, то есть около 45% трудящихся госсектора. "Соответственно, необходимо закрыть школы, клубы, детские сады в селах", — пугает он. Понятно, что государство на это не пойдет. Хотя бы потому, что организация массовых увольнений обойдется казне еще дороже, нежели выплата повышенных зарплат. Ведь, согласно действующему законодательству, при сокращении чиновников государству как работодателю придется выплатить каждому в качестве выходного пособия среднемесячную зарплату. Кроме того, в соответствии с положениями ст. 26 Закона "О занятости населения" уволенному по сокращению работнику, вставшему на учет в службу занятости, на протяжении двух месяцев положена помощь по безработице в размере 100% его средней зарплаты на последнем месте работы, 75% — в последующие три месяца и половина — в течение еще семи месяцев.
Другое дело частный бизнес, которому также придется исполнять требования нового закона, повысив зарплаты сотрудникам, которые сейчас получают меньше, чем законодательно оговоренный минимум. Председатель парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская (БЮТ) отмечает, что фонд заработной платы частные предприятия вынуждены будут увеличить как минимум на 20%, чего большинство предприятий в нынешних кризисных условиях сделать просто не смогут. В результате сотрудников придется либо переводить на зарплату "в конвертах", либо увольнять.
"В период кризиса важнее обеспечить по максимуму занятость: уровень дохода трудящихся менее важен, чем тотальная безработица. А в этой ситуации бизнес вынужден будет ответить сокращением персонала, снижением уровня оплаты труда, переводом части оплаты "в конверты", минимизацией инвестиций в модернизацию производства", — подтверждает вице-президент корпорации "Индустриальный союз Донбасса" Александр Пилипенко.
Причем если госструктуры при увольнении соблюдают все установленные процедуры, то частники с персоналом не церемонятся. Очень часто при увольнениях права работников попросту игнорируются, им не выплачивают положенных компенсаций, заранее не предупреждают о грядущем сокращении и т. д. Впрочем, для государственной казны и отдельных отраслей в поднятии социальных стандартов есть и позитивы.
"На каждую гривню, уплаченную сотруднику, предприятие платит 51 копейку налогов в бюджет. В тень все компании все равно не уйдут, останутся крупные международные фирмы, большие заводы, которые всегда платят зарплату открыто. А это значит, что они увеличат объемы отчислений подоходного налога. Кроме того, с ростом заработков населения мы можем ожидать оживление внутреннего спроса. И соответственно — увеличения доходов предприятий, которые будут производить товары для внутреннего рынка", — отмечает Ирина Щербина.
Источник: Деловая Столица
Инф. delo.ua
e-news.com.ua