Кризис пошел на пользу украинским портам – в этом году они смогли перетянуть на себя часть транзитных грузов, ранее обслуживаемых в портах других стран, сообщает КоммерсантЪ-Украина.
Падение объема грузоперевозок в Черноморском регионе вынудило компании проводить более активную маркетинговую политику и демпинговать.
В перспективе порты могут нарастить объем транзита еще на 40-60%, но для полноценного использования транспортного потенциала страны необходимо упрощение разрешительной системы, заявили эксперты газете КоммерсантЪ.
"Украине удалось добиться абсолютного превосходства перед черноморскими портами других стран, переманив на себя такие транзитные грузы, как металлолом, цемент, чугун, химические удобрения и сахар",– заявили в Министерстве транспорта и связи. По их данным, в этом году отечественные транспортные компании и порты смогли перетянуть на себя грузы, которые раньше шли через порты России, Румынии, Грузии и Болгарии.
Как сообщает издание, за девять месяцев украинские транспортные предприятия перевезли 315,8 млн т грузов, снизив объем перевалки в портах на 21%. Для сравнения, в российских портах, расположенных на побережье Черного моря, объем перевалки упал на 28%, в румынских – на 37%, грузинских – на 56%.
При этом тенденция "перехвата" грузов с конкурирующих направлений усиливается, считают в министерстве. Если по итогам восьми месяцев этого года украинские порты обработали 71,46 млн т грузов, или 78% показателя аналогичного периода прошлого года, то по итогам десяти месяцев ожидается сокращение разрыва до 83%.
Транспортные компании начали более активно работать с грузоотправителями, отметили трейдеры.
"В прошлом году мы не получили ни одного предложения от Украины по поводу направления нефтепродуктов через ее порты. А в этом только из Феодосийского нефтеналивного порта пришло больше десятка факсов. Сейчас мы думаем перенаправить часть объемов через этот порт",– рассказал директор Poti Oil Security & Shipping (экспортер азербайджанских нефтепродуктов) Алик Варданян. Заняться маркетингом транспортные компании и порты вынудил кризис и, как следствие, падение объемов перевалки, отмечают участники рынка. В результате украинские компании смогли увеличить объем транзита и перевалку не только традиционных для Украины товаров (сахар и зерно), но и тех, на которых специализировались российские порты (в частности, цемент), отметил глава комитета по транспорту и связи Верховной рады Владимир Козак.
Основной фактор, который помог перенаправить транспортные потоки – низкие тарифы в украинских портах. "Цены на перевалку зерна, сахара, металлопродукции, химических удобрений в Украине остаются в числе самых низких",– подчеркнул господин Козак. По данным комитета Верховной рады по транспорту и связи, перевалка зерна в украинских портах на 5% ниже, чем в России, сахара – на 6,2%, химических удобрений – на 7,8%. "Эта разница была не такой существенной до кризиса, но сейчас, когда у импортеров каждая копейка на счету, она довольно ощутима",– сказал он. По мнению господина Варданяна, украинские порты географически лучше расположены, чем их конкуренты в регионе: "Поэтому зарубежные порты не могут так сильно снижать цены".
Начальник Ильичевского морского торгового порта Геннадий Скворцов считает, что у портов есть значительный потенциал для дальнейшего снижения тарифов. "Цены были снижены совсем недавно – 16 октября. До этого их уменьшение тормозило руководство Минтранса",– рассказал он. Самым важным фактором, за счет которого удалось увеличить объем перевалки, господин Скворцов называет технические характеристики портов. "Одесса и Ильичевск могут обрабатывать суда мощностью более 6 тыс. TEU, а Южный – вообще самый глубоководный порт в Черном море. Это позволило принимать суда большим дедвейтом, спрос на которые с начала кризиса вырос – чем больше дедвейт, тем дешевле перевозка",– уточнил он.
Тарифы снижали не только порты. "Мы оценивали работу транспортных предприятий с начала года. Могу сказать, что приблизительно 12% общего объема транзита в этом году дало снижение тарифов Укрзализныцей и открытие ею новых транзитных направлений,– сказал член комитета Верховной рады по транспорту и связи Юрий Мороко.– Еще 7-10% общего объема транзита принесло расширение глубоководного судоходного хода Дунай–Черное море и начало его активной эксплуатации. Наконец, не менее 5% – это активный демпинг украинских автоперевозчиков, которые снизили цены, несмотря на рост тарифов на горючее".
В этом году железная дорога возобновила два регулярных контрейлерных (перевозка по железной дороге грузовых автомобилей с грузом) поезда сообщением Ильичевск–Клайпеда (Литва) и Киев–Славкув (Польша). По словам руководителя экспертной группы "Менеджмент консалтинг групп" (консультирует Укрзализныцу) Дмитрия Подтуркина, в ближайший год Укрзализныця намерена сосредоточиться на развитии транспортной инфраструктуры на международных коридорах.
Еще одно направление работы – оптимизация затрат и снижение цен на железнодорожные перевозки, отметил он. "Снижение тарифов администрацией для металлургов в этом году в рамках подписанного меткомбинатами и правительством меморандума позволило привлечь транзитные грузы и в результате увеличило общий доход Укрзализныци. То есть не только не было резкого падения доходов, но даже произошел их некоторый рост",– согласился Владимир Козак.
По материалам: КоммерсантЪ-Украина
Инф. korrespondent.net
e-news.com.ua