«Инфляция — это налог, который может вводиться без принятия закона», — утверждал теоретик монетаризма Милтон Фридман. В Украине такой налог действует уже давно. В течение последних пяти лет темпы роста потребительских цен не опускались ниже 10% в год, а в 2009-м они достигнут 14–16%.
Несмотря на падение доходов населения и сокращение спроса, цены будут расти и в следующем году — по прогнозу правительства, на 9,7%, а по оценке экспертов — на 12–13%. Инфляция в нашей стране будет высокой еще долго — это выгодно крупному бизнесу и политикам.
Инфляция импортируется
Считается, что инфляция зависит от размера денежной массы: чем больше денег выпускается в обращение, тем быстрее растут цены. Но в последние годы в Украине это было не совсем так. В 2006–2008 годах скорость увеличения гривневой массы была стабильно высокой — 35–50% в год. А вот уровень инфляции значительно колебался — от 6,8% до 31,1% в годовом измерении (подробнее см. «Цены не сдаются»). В этом году денежная масса и вовсе сократилась (на 8,8% с января по август), а стоимость товаров и услуг продолжает расти.
Более заметной была связь между уровнем цен и доходами населения. К примеру, последнему крупному инфляционному скачку, произошедшему в 2007– 2008 годах (с 10,5% до 31,1%), предшествовало значительное повышение зарплат и пенсий: темпы роста доходов населения тогда увеличились с 25–30% до 40–50% в год. «Потребительский спрос очень разогрет за счет стремительного роста зарплат, пенсий, социальных выплат, что приводит к ценовому давлению», — сетовал в октябре минувшего года Валерий Литвицкий, руководитель группы советников главы НБУ. За год ситуация изменилась — рост доходов украинцев значительно замедлился. В январе–июле этого года средняя зарплата в Украине составила 1840 грн в месяц — всего на 5,8% выше уровня 2008-го (1739 грн). Но стоимость товаров и услуг для потребителей повышается значительно быстрее — за год она увеличилась на 15,5% (в июле 2009-го к аналогичному месяцу предыдущего года).
Значит, быстрое увеличение зарплат было не единственной причиной инфляции. Почему же растут цены? Главная причина сейчас — это девальвация гривни, которая привела к резкому повышению стоимости иностранных товаров. Среди лидеров подорожания в этом году оказались нефтепродукты (+52,3% за январь–август) и лекарства (+29,3%), которые преимущественно ввозятся из-за рубежа или производятся из импортных материалов. «Подорожание энергоносителей приводит к увеличению транспортных расходов и создает инфляционное давление на другие товары», — констатирует Дмитрий Боярчук, исполнительный директор исследовательского центра «CASE Украина».
Но это не все: дорожают и отечественные товары, которые свободно торгуются на мировом рынке, например, зерно и подсолнечное масло. По расчетам экономи-стов НБУ, изменение курса гривни отражается на инфляции с трехмесячным лагом. Это значит, что с сентября рост цен на импортные товары ускорится — экономика будет ощущать последствия снижения курса нацвалюты в июле–августе. В следующем году влияние курсового фактора на цены в Украине, по всей видимости, ослабеет, если, конечно, отечественный дензнак не переживет новое двукратное падение в результате крупномасштабной эмиссии или второй волны мирового экономического кризиса. Впрочем, инфляцию будут подпитывать и другие факторы.
В объятиях монополистов
Ведущей движущей силой роста потребительских цен в 2010-м станет повышение тарифов монополий. Собственно, так было и раньше: в 2004–2008 годах коммунальные услуги и энергоносители дорожали быстрее, чем остальные товары и услуги, в среднем на 25,8% ежегодно (подробнее см. «Дорогая моя квартира»). Приближающиеся президентские выборы позволили украинцам несколько отдохнуть от роста тарифов. В январе–августе квартплата, вода, газ и электроэнергия в Украине подорожали всего на 4%. Но после выборов передышка закончится. Тарифы на некоторые коммунальные услуги сейчас покрывают лишь небольшую часть их стоимости (подробнее см. «Почему будут расти тарифы»).
Подталкивать цены вверх будут и другие факторы: недостаточно развитое внутреннее производство и высокая степень монополизации экономики. К примеру, поголовье крупного рогатого скота в Украине сокращается с начала 1990-х годов. На 1 сентября текущего года в агрофирмах было 2,866 млн коров — на 5,9% меньше, чем в прошлом, и вдвое меньше, чем десять лет назад. Неудивительно, что производство молока уменьшается, а цены на него ползут вверх — в августе этого года они были на 9% выше, чем за тот же период предыдущего года. Кроме того, в число факторов роста цен входят политическая нестабильность и коррупция: предприниматели завышают цены, учитывая высокие риски ведения бизнеса, а также включают в себестоимость платежи чиновникам.
Как побороть рост цен
Быстрый рост цен приводит к падению реальных доходов населения, а значит, уменьшает потребительский спрос и объем внутреннего рынка. Кроме того, инфляция сокращает стимулы к сбережениям, по крайней мере, в национальной валюте и снижает объем инвестиций. Чтобы избежать этих проблем, многие страны применяют политику таргетирования инфляции, цель которой — сдерживание роста цен. Ее суть проста: центральный банк объявляет целевой уровень инфляции (к примеру, в ЕС он составляет 2%), а затем добивается ее снижения до запланированного показателя. Основной инструмент — регулирование объема денежной массы с помощью изменения базовой процентной ставки, а в некоторых случаях — также с помощью рефинансирования коммерческих финструктур.
Такая политика позволила некоторым странам побороть высокие цены. По подсчетам экономистов Фредерика Мишкина (США) и Клауса Шмидта-Хеббеля (Чили), в государствах, которые начали применять ее, темпы роста потребительских цен сразу же упали в среднем с 12,6% до 4,4%. Наибольшую пользу таргетирование принесло развивающимся странам. Чехия перешла к таргетированию инфляции в 1998 году, и в первые же двенадцать месяцев ценовой индекс рухнул с 10% до 3,5%.
В Венгрии инфляция сразу же упала с 10,8% до 4,9%. Твердое решение властей сдерживать рост цен в какой-то степени даже помогало нивелировать влияние на инфляцию внешних факторов, таких как резкое подорожание нефти. Целевой уровень инфляции необязательно должен быть таким низким, как в ЕС, — на начальном этапе в некоторых странах он со-ставлял от 8% до 15%.
О таргетировании инфляции мечтают и в НБУ. «В своей среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики НБУ ориентируется на постепенный переход к монетарному режиму, который основывается на ценовой стабильности. Он будет базироваться на управлении денежно-кредитным рынком через регулирование процентных ставок», — говорится в вышедшей в середине года монографии, написанной под руководством главы НБУ Владимира Стельмаха. Однако переход к таргетированию в Украине возможен не ранее, чем через три-пять лет. Справиться с высокой инфляцией, снизив ее до 5–7% в год, Украине удастся не раньше этого периода, и это в лучшем случае.
Нужно пожертвовать гривней
Сейчас попытка регулировать цены с помощью изменения денежной массы может дать лишь ограниченный эффект. И так будет до тех пор, пока главные причины инфляции — постепенное повышение заниженных коммунальных тарифов, слабость национальной валюты и политическая нестабильность. Но дело не только в этом. Во-первых, для перехода к таргетированию инфляции властям нужно будет отказаться от стремления сохранять неизменным курс гривни. В некоторых случаях поддержание стабильности национальной валюты и борьба с инфляцией — взаимоисключающие задачи. Например, в случае значительного притока иностранных инвестиций национальная валюта будет укрепляться. Это приведет к удешевлению импортных товаров и поможет сдержать инфляцию. Но если центральный банк начнет скупать доллары и евро, пытаясь удержать национальную валюту от укрепления, то это подстегнет рост цен. Ведь для приобретения иностранных денежных единиц потребуется увеличить эмиссию нацвалюты.
Именно так развивались события в Украине в 2006–2008 годах, когда скупка долларов Нацбанком была основной причиной быстрого роста денежной массы — на 35–50% в год. Такая политика вела к росту потребительских цен, но она была выгодна отечественным производителям, поскольку относительная дешевизна национальной валюты позволяла им получить преимущества перед зарубежными конкурентами. Другие страны, например, европейские соседи Украины допускали укрепление своих валют. А производители этих стран сохраняли конкурентоспособность не за счет дешевизны нацвалюты, а за счет других факторов, в частности, использования новых технологий и сокращения затрат.
Во-вторых, для таргетирования инфляции требуется умерить аппетиты правительства. «Необходима достаточно строгая как монетарная, так и фискальная политика», — предупреждает Василий Юрчишин, директор экономиче-ских программ Центра им. Разумкова. Это значит, что бюджетный дефицит должен быть небольшим, а правительство не должно прибегать к помощи НБУ для финансирования государственных расходов. Но готовы ли власти придерживаться режима экономии — большой вопрос. Политики не любят ограничивать себя в средствах. Даже в период благополучия в экономике в 2004–2008 годах почти все правительства (кроме правительства Юрия Еханурова) сохраняли дефицит сводного бюджета — от 1,1% до 3,2% ВВП.
В-третьих, значительная часть денежной массы находится вне контроля НБУ. Украинская экономика слишком долларизирована. На руках у частных лиц сконцентрировано, по разным оценкам, от $40 млрд до $60 млрд наличной иностранной валюты. Сумма наличных и безналичных долларов и евро, которые находятся в обращении в Украине, сопоставима по размеру с гривневой денежной массой, а возможно, и превышает ее. Это затрудняет регулирование денежной массы для НБУ, поскольку активная скупка и продажа иностранной валюты предпринимателями и частными лицами способны быстро изменять баланс на денежном рынке. Для избавления от долларовой зависимости нужны укрепление гривни и макроэкономическая стабильность в течение хотя бы нескольких лет.
Константин КРАВЧУК
Инф. kontrakty.com.ua
e-news.com.ua