Серьезное повышение курсов ценных бумаг в марте помогло некоторым рынкам впервые за год выйти в плюс - по сравнению с катастрофическим началом 2009 года это немалое достижение. Об этом в статье, размещенной в The Financial Times пишет директор по размещению активов инвестиционной компании Fidelity International Тревор Гритхем.
Текущий подъем отличается от недолговечных подъемов прошлого года, вызванных кратковременными надеждами на решение проблем в банковском секторе. Теперь показатели растут на фоне улучшения состояния финансового и промышленного секторов. Безработица остается на прежнем высоком уровне, сравнимом с уровнем ранних 90-х, но доверие к бизнесу во многих регионах начинает возвращаться, отмечает Гритхем.
Ключ к пониманию таких изменений лежит в более позитивном взгляде на индустриальный сектор, который начинает возрождаться после полугода ликвидации активов, последовавшей за банкротством Lehman Brothers. Возможно, ущерб, нанесенный промышленности финансовым кризисом, положил начало восстановлению рынков и финансового сектора.
Компаниям, парализованным предсказаниями спада потребления, пришлось сократить производство, уменьшить затраты и уволить рабочих, чтобы урезать расходы. Убытки были настолько велики, что о продолжении мирового экономического роста не могло быть и речи. За несколько месяцев буквально исчезла треть японского и пятая часть немецкого промпроизводства.
"Почему же это хорошие новости? Потому что дела вовсе не так плохи", - уверен эксперт. По его мнению, кризисная ликвидация активов не может длиться вечно, и ее замедление позитивно сказывается на ВВП. Производители реагируют на это возобновлением производства и позитивным влиянием на фондовые рынки.
Гритхем пишет, что подъем промышленности обычно длится около года, и является отличным сигналом для доходов компаний, роста занятости, общей кредитоспособности, и несет позитивные эффекты для финансового сектора. Подъемы экономики в 1975 и 2003 гг. Индекс S&P 500 вырос на 50% за полгода. Восстановление промышленности смогло, например, спровоцировать рост фондового рынка в Японии в 90-х, невзирая на давление, оказывавшееся на банки, падение цен на недвижимость, государственные долги и снижение продуктивности госпредприятий.
Конечно, невозможно предсказать, когда кризис наступит вновь, отмечает эксперт. Однако поддержка и государственные гарантии, данные банкам и предприятиям делают повторение недавних событий менее вероятным. Со временем банки восстановят объемы кредитования и поучаствуют в общем экономическом подъеме. Он еще только намечается, но облегчение на межбанковском рынке уже заметно. Пожалуй, впервые за год кризиса появился повод оптимистически взглянуть на вещи и заново отстроить экономику, резюмирует Гритхем.
Инф. delo.ua
e-news.com.ua