Кандидат в вице-президенты от "Великой старой партии" Сара Пэйлин наделала много шума, когда уверенно заявила, что место Грузии - в НАТО, пусть даже это означает, что США "возможно" придется вести войну с Россией.
Однако причины ее столь твердой уверенности как-то ускользнули от общего внимания: Грузия, сказала она, является "демократией" - слово, которым штатовские политики очень любят разбрасываться направо и налево.
Джон Маккейн, после того как Россия вела в Грузию войска, назвал последнюю "маленькой демократической страной" и провозгласил: "Мы все грузины!", имея в виду, что угроза Грузии являла собой угрозу для всего мира. Джо Байден величает ее "молодой демократией", Майкл Макфол главный специалист по России при Бараке Обаме, также назвал ее демократией в ходе недавнего выступления в Конгрессе.
Однако вне высших кругов политического истеблишмента США вещи видятся совсем в другом свете. НПО Freedom House в последнем исследовании помещает Грузию в одну категорию с Венесуэлой, таким образом, ее рейтинг свободной и демократической страны ниже, чем у Молдовы, Украины и каждой из стран-кандидатов на вступление в ЕС и НАТО. Линкольн Митчелл, эксперт по Грузии и преподаватель Колумбийского университета, полагает, что грузинской демократии не идет на пользу отсутствие реальной границы между государством и партией, и, несмотря на то, что страна добилась значительных экономических успехов при президенте Михаиле Саакашвили, тот так и не смог создать эффективную судебную систему, ослабил законодательную власть и централизовал исполнительную. Во всяком случае, согласно оценкам Freedom House страна стала менее демократической. В ноябре 2007 года Саакашвили приказал разогнать участников антиправительственной демонстрации, митинговавших напротив парламента, ввел чрезвычайное положение и закрыл частный телеканал, сообщает News.rin.
Вашингтонские эксперты могут приходить к далеко не однозначным заключениям о демократии в Грузии, но политики по большей части просто игнорируют их точку зрения. По мнению Митчелла, это частично объясняется тем, что Саакашвили - молодой президент с западным образованием - говорит на языке вольнолюбия и свободы, что затрагивает нужные струны в сердцах небожителей Вашингтона и позволяет заручиться доброжелательным отношением политиков и бюрократов - высокопоставленных и не очень. Вознесшая Саакашвили на вершину власти "революция роз", имевшая место в конце 2003 года, случилась именно в то время, когда дела у США в Ираке шли отнюдь не блестяще, и Вашингтон смог приводить Грузию в качестве живого примера процветания дела демократии.
У этого есть политический подтекст. Если исходить из предположения, что Грузия - это маленькая демократическая страна под пятой у империи зла, США будет проще счесть проявлением трусости и отмахнуться от обеспокоенности Западной Европы в отношении перспектив вступления Грузии в НАТО, организации, исторически объединявшей свободные демократии. Однако европейским странам никогда не было свойственно столь черно-белое видение мира, а, значит, можно предложить и другую версию в отношении членства Грузии в НАТО: она просто к этому не готова.
Инф. mignews.com.ua
e-news.com.ua