В понедельник 1 сентября т.г. на территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона в рамках работы подготовительной комиссии Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) начались первые крупномасштабные интегрированные учения, которые продлятся до 25 сентября. Итогом "Интегрированного полевого эксперимента-2008", а именно такое название получили учения, станет строительство мировой предупреждающей системы, которая способна отображать проводящиеся ядерные взрывы как на земле или под землей, так и в воздухе.
Работа над ошибками
29 августа 1991 года Нурсултан Назарбаев подписал указ о закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона, что стало первым шагом государства на пути к безъядерному миру. Эта дата символична еще и тем, что каким-то непостижимым, мистическим образом август прочно вписался в судьбу полигона. 21 августа 1947-го в свет вышло постановление ЦК КПСС об открытии полигона, и уже 29 августа 1949-го на территории Казахстана была взорвана первая атомная бомба. Также в августе, но уже 1953-го, на полигоне была взорвана водородная бомба…
Сегодня полигон молчит, но, как отмечают специалисты, он по-прежнему опасен. Человеческая беспечность до сих пор заставляет платить по счетам. Как выразился когда-то Олжас Сулейменов, "малоизвестный народ сделал то, что было не по силам целым державам", но теперь на казахстанцев возложена другая, не менее важная миссия, - не только ликвидировать негативные последствия деятельности полигона, но и заставить работать его потенциал в мирных целях. И эксперименты, подобные сегодняшнему, - своеобразная ступень к этому.
К слову сказать, участвовать в таких опытах для Казахстана не в новинку. Менее масштабные, но не менее значимые, они проводились в 1999-м, 2002-м и 2005-м годах. Тогда Казахстан обеспечивал не только организационную сторону экспериментов, но и геофизическое и радиологическое сопровождение. Сегодня есть смысл рассказать об этом более подробно.
В октябре 1999 года, после химического взрыва в горном массиве Дегелен, "Омега-1", предназначенного для калибровки сейсмических наблюдательных станций, инспекционная группа в составе 12 человек из семи стран провела ограниченные полевые учения, целью которых было определение местоположения взрыва с применением визуального, радиоэкологического и сейсмического обследования. Фактически, девять лет назад впервые была подтверждена возможность международного сотрудничества при решении инспекционных задач в условиях Семипалатинского испытательного полигона.
Три года спустя, в октябре 2002-го, в Казахстане был проведен еще один полевой эксперимент, в котором приняли участие 27 представителей инспекционной команды из 17 государств-подписантов ДВЗЯИ. В течение 12 дней они расшифровывали неизвестный сценарий события, которое якобы произошло на участке Балапан, расположенном в пределах бывшего Семипалатинского полигона. Базовый лагерь для инспекционной команды был развернут на угольном карьере Каражыра, в 20 км от инспектируемого места. Разработанный сценарий учений предполагал, что некая условная страна в нарушение обязательств, взятых по ДВЗЯИ, произвела на бывшем ядерном полигоне небольшой ядерный подземный взрыв, похожий на химические взрывы, осуществляемые на ближайшем угольном карьере. Международный центр данных заявил о двух взрывах, произведенных с интервалом 52 секунды, в районе бывшего ядерного полигона, что было зарегистрировано тремя станциями Международной системы мониторинга. Некая соседняя страна обнаружила сейсмическую активность в районе бывшего ядерного полигона и сделала запрос в ОДВЗЯИ на проведение инспекции на месте. ОДВЗЯИ организовала проверку запроса. Инспекционная зона охватывала часть бывшего полигона площадью порядка 550 кв. км, которая была включена в имитированный инспекционный мандат, выданный для проведения эксперимента (согласно условиям эксперимента Казахстан должен был сделать все возможное, чтобы взрыв не был обнаружен). Для выполнения поставленной задачи в одной из скважин был произведен химический взрыв небольшой мощности (имитация ядерного взрыва), а в угольном карьере - промышленный химический взрыв. Чтобы сценарий был более реалистичным, были приняты меры для маскировки взрыва в карьере. Но специалисты место взрыва так и не обнаружили, что еще больше убедило их в необходимости регулярного проведения подобных учений. Поэтому ориентировочные учения, прошедшие летом 2005 года на участке Балапан, можно назвать своеобразной работой над ошибками. Инспекционная группа в составе 38 специалистов из 22 стран успешно отработала применение наземных и воздушных визуальных методов, методов гамма-мониторинга и отбора проб на инспектируемых площадках для поиска места подземного ядерного взрыва, проведенного в советское время.
Конечно, помимо Казахстана, подобные эксперименты по инспекции на местах проводились и в других странах, но они были меньше по масштабу и объему, и преследовали решение конкретных узких вопросов. Например, учения в Словакии были сосредоточены на решении вопросов по сейсмометрии, программному обеспечению, лабораторному анализу. В Вене проведено тестирование оборудования. Так что опыт Казахстана в вопросах предотвращения ядерных взрывов и нераспространения ядерного оружия, как отмечает высадившийся на казахстанской земле десант "антиядерщиков", трудно переоценить - предоставление под полевые эксперименты участков, на которых ранее проводились реальные подземные ядерные взрывы, повышает ценность итогов инспекции на месте.
Экзамен на жизнеспособность
Эксперимент, стартовавший в этом году, считается самым значительным. Может быть, потому, что фактически членам организации ДВЗЯИ предстоит в его ходе сдать экзамен на жизнеспособность самой идеи. Но в том, что итоги опытов будут впечатляющими, похоже, сомнений нет. Напротив, эксперты уверяют, что после северокорейского взрыва в огромной степени возрос интерес международного сообщества к возможностям инспекции на местах. Страны-подписанты ДВЗЯИ надеются, что успешное проведение эксперимента подтолкнет страны, не подписавшие пока договор, к его подписанию.
По словам директора Национального ядерного центра Кайрата Кадыржанова, во время эксперимента будут на практике опробованы все аспекты проведения инспекции на местах, включая организационные процедуры въезда в условную страну-нарушительницу, разворачивание инспекционного лагеря, проведение наблюдений с использованием различных методов, обработку данных и, конечно же, принятие решений. В эксперименте примут участие 80 представителей более чем 30 стран, которые будут включать инспекторов, команду оценщиков, команду, играющую роль инспектируемого государства, контрольную команду. Кроме того, на эксперимент прибудут 15 наблюдателей из разных стран. С казахстанской стороны в эксперименте будет задействовано не менее 90 человек, причем мы будем исполнять роль инспектируемого государства.
Суть проведения инспекции на месте заключается в определении того, действительно ли в той или иной стране был произведен испытательный взрыв, и, насколько это возможно, - в сборе любых фактов, которые могли бы помочь в определении любого возможного нарушителя. В реальности для проведения инспекции в страну-нарушительницу договора могут быть отправлены до 40 международных инспекторов и тонны необходимого оборудования, чтобы исследовать площадь, на которой предположительно был произведен взрыв.
- Единственный надежный способ развития режима инспекции на месте - это периодическое тестирование его в полевых условиях, - заявил на пресс-конференции в Алматы директор инспекций на местах ОДВЗЯИ Борис Квок. - В ходе эксперимента мы будем использовать технологии, предусмотренные договором, кроме технологий бурения и активной сейсмики. Выбирая место для проведения столь масштабного эксперимента, мы исходили из двух основных посылов - та позитивная роль, которую играет Казахстан в нераспространении ядерного оружия, и идеальные условия для проведения инспекции на месте и моделирования взрыва на бывшем Семипалатинском ядерном полигоне.
В течение четырех недель специалисты, задействованные в эксперименте, будут совершать облет территории на вертолете с целью определения границ площади и координат объектов внутри инспектируемой территории, вести фото- и видеонаблюдение земной поверхности для изучения аномалий, измерять уровень радиоактивности для изучения и идентификации радиационных аномалий как на земле и под землей, так и в воздухе, с той же целью - производить отбор образцов твердых материалов, жидкостей и газов. В списке планируемых мероприятий также значится проведение сейсмического мониторинга. По общим оценкам, для международного сообщества, ставшего участником ДВЗЯИ, проведение на территории Казахстана интегрированного эксперимента еще одна ступень в установлении глобального режима контроля и приведении - его в действие ко времени вступления договора в силу. Для Казахстана, помимо столь высокой цели, сотрудничество в развитии методов инспекции открывает новые технологические возможности в изучении геоэкологического состояния мест проведения ядерных испытаний. Полученный опыт используется и будет далее использован для оценки геоэкологической безопасности тех районов в Казахстане, где ранее проводились ядерные испытания. Более того, полевые учения дают также возможность существенно повысить квалификацию большого числа специалистов Казахстана, участвующих в экспериментах такого высокого уровня.
- Тот факт, что данное событие будет происходить на территории Казахстана, - заявил Тибор Тот, исполнительный секретарь временного технического секретариата ОДВЗЯИ, - еще раз подтверждает приверженность Казахстана обязательствам в сфере разоружения и нераспространения ядерного оружия и установления Центральноазиатской зоны, свободной от ядерного оружия.
Комментарий:
Болат Акчулаков, вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан:
- Вопросы ядерной безопасности и дальнейшего нераспространения ядерного оружия остаются актуальными для всех стран. Человечество ищет новые пути, позволяющие существенно ослабить центробежную силу ядерного вооружения. Стало очевидным, что нужен новый инструмент, позволяющий выработать новый подход в деле нераспространения и разоружения. И такой механизм должен основываться на трех принципах - нераспространении путем необладания, нераспространение путем неразмещения и нераспространении путем запрета на проведение ядерных испытаний. Казахстан демонстрирует шаги, свидетельствующие о намерении укреплять режим нераспространения ядерного оружия, разоружения и запрета на проведение испытаний. Эти пункты являются приоритетными в проводимой государством политике. Нелишне напомнить, что Казахстан стал первой в истории человечества страной, добровольно закрывшей ядерный испытательный полигон и отказавшейся от использования четвертого по величине ядерного потенциала. В 1996-м Казахстан подписал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, а в 2002-м ратифицировал его. После подписания договора Казахстан активно участвовал в создании мониторинговой сети оргкомитета ДВЗЯИ, что позволило укрепить верификационный режим в рамках договора, а также активно участвовал в проведении инспекций на месте на территории Семипалатинского ядерного полигона.
Интегрированный полевой эксперимент-2008 имеет ключевое значение для развития операционного руководства инспекции на месте. Он станет дополнительным шагом в обеспечении глобальной ядерной безопасности, проложит дорогу подобному же эксперименту, который стартует предположительно в 2012 году и станет дополнительным стимулом для скорейшего вступления в силу ДВЗЯИ. Интегрированный полевой эксперимент - это существенный вклад нашей республики в поддержку процессов нераспространения ядерного оружия и наглядное свидетельство усилий Казахстана по обеспечению глобальной безопасности.
Справка:
Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний был принят 10 сентября 1996 года на 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Казахстан стал одним из первых государств, подписавших и ратифицировавших этот договор. На территории Казахстана находится пять станций, входящих в международную систему мониторинга (МСМ): одна основная, сейсмическая, три вспомогательные сейсмические и одна ультразвуковая станция, каждая из которых была сертифицирована.
На сегодняшний день, данный договор подписали 179 государств, из которых 144 уже ратифицировали его. Однако одно из положений ДВЗЯИ гласит, что до вступления документа в силу его должны ратифицировать 44 государства, имеющие ядерный потенциал, исследовательские и энергетические реакторы. На сегодня из этого списка договор ратифицировали только 35 стран. Иран, КНДР, Китай, США и ряд других держав пока что медлят с решением.
Но, несмотря на то, что ДВЗЯИ еще не вступил в силу, у него есть свой секретариат, подготовительная комиссия, которая разрабатывает механизмы контроля над проведением ядерных испытаний в мире. Разработаны и реализуются главные составляющие единого режима контроля: международная сеть, состоящая более чем из 320 станций по всему миру (сейсмических, радионуклидных, инфразвуковых и гидроакустических), международный центр данных в Вене, куда пересылаются данные всех станций мониторинга, а также инспекция на месте. Недавно, в декабре 2007 года, Генеральная ассамблея ООН рассмотрела и одобрила деятельность ОДВЗЯИ и приняла резолюцию в поддержку сотрудничества между ООН и подготовительной комиссией ОДВЗЯИ.
В сфере безопасности ДВЗЯИ выполняет двойную функцию. Являясь международно-правовым документом, существенно затрудняющим качественное совершенствование ядерного оружия ядерными государствами, он ставит барьер на пути распространения ядерного оружия и наращивания ядерных арсеналов так называемых "пороговых стран".
(Материал подготовлен Посольством Республики Казахстан в Украине и Республике Молдова)
e-news.com.ua