• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Особенности работы аварийных комиссаров в Украине в рамках программ автострахования

    Опубликовано: 2008-05-27 11:55:55

    «Дай на лапу и спи спокойно», — под таким девизом работает все больше аварийных комиссаров. Это страховые посредники, которые устанавливают причины и величину убытков в результате аварии. Кроме оценки ущерба, аварийные комиссары все чаще практикуют еще один вид бизнеса — взяточничество. В отдельных случаях доходит даже до вымогательства за «правильное» оформление ДТП.

    Как правило, такие нарушения доказать очень трудно — ни клиенты, ни аваркомы не любят афишировать подобные «подвиги». Ведь статью Уголовного кодекса о наказании за взяточничество (как того, кто получил «на лапу», так и того, кто дал) никто не отменял. «Количество случаев вымогательства со стороны аваркомов растет. А из-за резкого увеличения штрафов за нарушение правил дорожного движения тенденция только усилится», — считает начальник департамента урегулирования претензий СК «Инго Украина» Виктор Дрозд.

    Комиссар-посредник

    По идее, при ДТП вызванный вовремя аварийный комиссар выполняет функции посредника между владельцем застрахованного авто и ГАИ. Ведь в его обязанности входит профессиональная оценка дорожной ситуации на момент аварии, установление виновной стороны, фото- или видеосъемка места ДТП, участие в составлении схемы происшествия, протокола, предварительная оценка причиненного ущерба. Даже если застрахованный автолюбитель, по мнению ГАИ, виноват, аварком, по идее, поможет найти «смягчающие» обстоятельства, либо вообще опровергнуть мнение о виновности клиента.

    Как правило, страховщики сразу предупреждают владельцев полисов, по какому телефону и когда можно позвонить в случае ДТП, чтобы вызвать комиссара. Причем сделать это можно бесплатно, потому что услуги аваркомов оплачивают страховые компании (правда, за деньги клиентов, так как эти расходы изначально включены в страховой тариф).

    Нанятым комиссарам со стороны (это может быть как специализированная служба, так и частное лицо, получившее лицензию на осуществление данной деятельности) страховщики платят по факту выезда на ДТП от 150 до 250 гривен за раз. В целом же штатный комиссар специализированной службы в большом городе получает за месяц от 3 до 4 тысяч гривен. Заработок аваркома-физлица, в зависимости от региона и количества ДТП, составляет в среднем 2,5 тысячи гривен. «Именно в регионах автолюбители чаще всего сталкиваются с вымогательством аварийных комиссаров. Доходы у них там небольшие, зато знакомства обширные, ведь в небольшом городке все всех знают. Два-три совместных выезда на ДТП — и аварком уже хорошо знаком с работниками Госавтоинспекции», — говорит Виктор Дрозд.

    По утверждению многих страховщиков, такое тесное знакомство нередко перерастает в услуги другого вида — аварийный комиссар выполняет роль посредника между клиентами и недобросовестными гаишниками. Последним, как госслужащим, не всегда удобно, да и небезопасно самим требовать взятку у автовладельца за оформление ДТП в его пользу. Так почему бы не привлечь в качестве посредника знакомого «независимого» комиссара? «Недавно нам пожаловался клиент — во Львове в сговоре с аваркомом сотрудники ГАИ стребовали с него 300 долларов. За это ему обещали оформить проезд на зеленый свет, но в итоге все равно оформили на красный», — рассказывает представитель страховой компании, попросивший не называть свое имя.

    Миллионы на взятки

    Страховщики страдают от взяточничества аварийных комиссаров даже больше, чем клиенты. Но предпочитают об этом помалкивать, чтобы не выносить сор из избы и не портить имидж компании. «По статистике, на страховое мошенничество приходится от 10 до 30% всех случаев выплат, а это сотни миллионов гривен. Но нет данных, сколько из этих сотен достается недобросовестным аварийным комиссарам. Могу очень осторожно предположить, что около 10%», — говорит Виктор Дрозд. По данным Госфинуслуг, только за 9 месяцев прошлого года страховщики выплатили по автострахованию около 1,2 миллиарда гривен, если 10% из них «мошеннических» — это 120 миллионов гривен, то есть аваркомам досталось приблизительно 12 миллионов гривен.

    «Страховые компании часто бывают недовольны тем, что аварийный комиссар завысил стоимость запчастей, увеличил количество и стоимость нормо-часов, настоял на том, что «эту деталь нельзя рихтовать — ее нужно менять». Но доказать взяточничество очень трудно», — рассказывает руководитель интернет-проекта Strahnadzor.ua Тимур Шакиров. По его словам, аварком находится меж двух огней — страховщиками и клиентами. От того, кто ему больше дорог, и зависит, будет экспертная оценка увеличиваться или уменьшаться.

    Нередко, чтобы задобрить аваркомов при оценке ущерба, клиенты сами вызываются дать «на лапу». «Предлагать взятку комиссару клиент может в случаях, когда хочет скрыть факт мошенничества либо нарушения договорных обязательств. Например, если водитель застрахованного авто находился в состоянии алкогольного опьянения, или если обстоятельства ДТП изменены», — рассказывает начальник отдела аварийных комиссаров СК «Украинская страховая группа» Антон Чорный. По оценкам страховщиков, размер таких взяток колеблется от 500 до 2500 гривен в зависимости от региона и страхового события.

    Инф. ukrinsure.com

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.