Заявление руководителей центральноазиатских газовых монополий о переходе на европейские цены на природный газ, сделанное на встрече с руководством ОАО «Газпром» 11 марта, призвано подтвердить контроль российской монополии над газом, добываемым в этом регионе.
В газовой отрасли, где не приветствуется практика разглашения переговорных позиций и фактических договоренностей, практически все публичные заявления о ценовых параметрах делаются ради воздействия на партнеров. В данном случае целевой аудиторией данного заявления были Украина и Европейский Союз. Лишним тому подтверждением служит сам факт не совсем уместного применения словосочетания «европейские цены» для азиатских стран.
Таким образом «Газпром» в ходе непростых переговоров с Украиной продемонстрировал свою доминирующую роль в центральноазиатском газовом регионе и указал на неизбежность дальнейшего повышения цен. Это позволило ускорить заключение нового газового соглашения с НАК «Нафтогаз України», которое было подписано уже 12 марта.
На сегодняшний день ОАО «Газпром» приобретает 42 млрд кубометров газа в Туркменистане (55–60% добычи и около 90% всего экспорта газа) и по 8 млрд кубометров — в Узбекистане (около 13% добычи и 75% всего экспорта газа) и Казахстане (около 25% и 50% соответственно). Возможности ключевого поставщика — Туркменистана — наращивать объемы добычи ограничены. При этом Ашхабад заключил долгосрочные договоренности с Китаем и Ираном по поставкам газа. Сегодня абсолютно очевидно, что без привлечения масштабных инвестиций (чего пока не наблюдается) Туркменистан не способен выполнить обязательства перед Китаем относительно поставок 30 млрд кубометров газа ежегодно без снижения объемов продаж «Газпрому».
Цена закупок туркменского газа «Газпромом» в текущем году составляет 130 (с 1 июля — 150) долларов США за тысячу кубометров, узбекского — 130 (c 1 июля — 160), казахского — 160–180. При этом текущий уровень цен реализации газа в Европе составляет 330–380 долл. США/1000 кубометров. Продолжение роста цен на нефть и прочие ресурсы свидетельствует о том, что в краткосрочной перспективе европейские цены будут повышаться. Это означает, что у «Газпрома» имеется большая свобода для маневра при переговорах с центральноазиатскими партнерами о «европейских ценах». Согласие российского монополиста на резкое повышение цен закупки газа стимулирует большой интерес стран региона к лоббируемому «Газпромом» проекту Прикаспийского газопровода, дополнительно сохраняя в качестве диверсификационного направления восточное — в азиатские страны.
Однако возможность такой диверсификации относится лишь к среднесрочной перспективе. Строительство газопровода «Казахстан–Китай» мощностью 40 млрд кубометров (с перспективой расширения до 50 млрд кубометров) будет завершено в лучшем случае к концу 2009 года. Данный газопровод способен поглотить весь прирост производства газа в Центральной Азии и даже переориентировать существенную часть поставок в РФ на восточное направление. Таким образом, вплоть до 2010 года центральноазиатские страны не будут располагать возможностью направлять значительные потоки газа куда-либо помимо Российской Федерации.
Поэтому первая скрипка в переговорах по ценам в течение как минимум ближайших двух лет будет принадлежать «Газпрому», который не заинтересован в одномоментном повышении цены на закупаемый ресурс до европейского уровня. Во-первых, такое повышение означало бы сужение маржи «Газпрома» от перепродажи центральноазиатского газа. Во-вторых, существует высокий риск того, что в случае повышения цены центральноазиатского газового ресурса до уровня 300 долларов США за тысячу кубометров уже в 2009 году «Газпром» попросту не найдет на эти объемы достаточного спроса.
«Газпром» в случае необходимости способен «перекупить» часть предназначенного Китаю газа. В предварительных договоренностях между Туркменистаном и Китаем идет речь о цене газа в 195 долларов США за тысячу кубометров. На 2009 год «Газпром» предложит Ашхабаду более высокую цену. В то же время Китай имеет возможность обеспечивать рост энергопотребления за счет собственной добычи угля, поэтому его способность повышать цену на газ достаточно ограничена. К тому же Китай имеет другие источники импорта газа, преимущественно путем морских поставок сжиженного природного газа (СПГ). Стоимость такого газа варьируется от 120–150 долларов США/1000 кубометров для газа происхождением из Индонезии и Австралии до 300 долларов США/1000 кубометров происхождением из Омана (небольшие объемы поставок). Для Украины данная ситуация означает невозможность обеспечения прямых поставок (в обход территории России) газа из государств Центральной Азии по более низкой цене.
«Газпром» окончательно утвердил свою позицию главного оператора поставок центральноазиатского газа в западном направлении. Как и прежде, цена газа для нашей страны будет устанавливаться на переговорах «Газпрома» с центральноазиатскими монополиями. Исходя из вышесказанного, следует ожидать, что в 2009 году российский монополист будет закупать газ в Центральной Азии по 200–250 долларов, что означает, что этот энергоноситель будет обходиться для НАК «Нафтогаз України» в 240–290 долларов США/1000 кубометров.
Алексей Блинов, старший научный сотрудник Института изучения России