Следствия обратного процесса
На данный момент металлурги уже «считают раны»: в апреле последствия внешнего спада отразились на производителях заготовки и длинного проката, а мае «эпидемия» снижения цены распространилась и в сегмент плоского проката. По данным Госкомстата, в апреле экспорт длинномерного и сортового проката сократился на 6,8%, или на 40,18 тыс. тонн по сравнению с мартом до 548,31 тыс. т. По сравнению же с апрелем 2004 г., экспорт длинномерного и сортового проката в апреле 2005 сократился на 10,3%, или на 62,7 тыс. т. Что касается стальных полуфабрикатов, экспорт этой товарной группы в апреле сократился на 8,7%, или на 76,85 тыс. тонн по сравнению с мартом до 808,77 тыс. т. По сравнению с апрелем 2004 г. экспорт полуфабрикатов в снизился на 9,6%, или на 86,26 тыс. т.
В течение полутора месяцев заготовка и катанка упала в цене на $100-150 на тонне. Причем, «упали» наиболее стабильные в части потребления украинского металла регионы Юго-Восточная Азия, Китай, Ближний Восток. Для понимания всей остроты проблемы необходимо отметить, что в Восточной Азии из $7,5 млрд. общей выручки украинского экспорта металла, отечественные металлурги реализовывали в год продукции примерно на $5 млрд.
По мнению В.Гайдука, потеря этих рынков приведет к катастрофе. «Других рынков, к сожалению, нет. Мы с китайцами до этого года имели одинаковую себестоимость. В этом году китайские производители снизили себестоимость буквально за последние 2 месяца, добившись тем самым большей конкурентоспособности. В течение последнего месяца цена на полуфабрикаты упала на $70. Сегодня цена на эту продукцию опустилась до $284 в порту и даже на этом уровне ее никто не подтвердил. Т.к. рассчитывают, что складируемые запасы будут накапливаться, мировые цены опустятся еще ниже», - рассказывает В.Гайдук. Необходимо заметить, что этим дело не ограничиться: в этом году будет введены дополнительные мощности по производству слябов, что обеспечит переизбыток производства данного вида продукции.
Говоря о внешних рынках, В.Бойко сравнил нынешнюю ситуацию с 1996 г. «Сейчас на отдельные виды металла полностью упал спрос, большое количество невостребованной продукции скопилось в портах: только у ИСД простаивает 270 тыс.т. Просто нет заказов. Мы близки к остановке сразу нескольких линий. В частности, сейчас передо мной стоит дилемма – остановить или поддерживать на минимальных оборотах стан-слябинг». По расчетам руководителя ММК им. Ильича, к июлю производство базового элемента - чугуна - сократится по стране на 450 тыс.т.
Одним из самых болезненных последствий можно считать увеличение «социальной нагрузки» на рентабельность металлургического бизнеса, что может спровоцировать обратную динамику зарплат и сокращение численности рабочих. По мнению экспертов, в украинской металлургии одни из самых высоких трудозатрат на каждую тонну произведенной продукции. По словам В.Гайдука, «третью компанию в мире, производящую ежегодно 30 млн. т стали, обслуживают всего 17 тыс. рабочих и служащих. С учетом подрядчиков на одного работающего приходится 1 тыс. т. продукции. У нас на одном ДМК на 3 млн. т приходится 19,2 тыс. чел, что составляет 156,25 т на одного работающего. При этом 6 тыс. чел. сейчас являются просто «грузом», без которого можно было свободно обойтись не снижая производственных объемов.
Увольнять людей в городе, который на 80% зависит от одного предприятия невозможно, т.к. им просто некуда будет устроиться. Зная об этом и несмотря на вышеуказанные проблемы «перенаселенности» предприятий, мы выполнили социальную обязанность – за два года мы повысили на 50% среднюю зарплату на всех предприятиях, при том что мы имеем 40% превышения численности рабочих. Это также является нашим конкурентным проигрышем. Поэтому удержание завоеванных рынков является приоритетной задачей также и для выполнения наших обязательств перед людьми, обществом, бюджетом», - считает В.Гайдук.
Учитывая вышеуказанные проблемы, перед экспортерами металла встала непростая задача. С одной стороны, необходимо стимулировать работу отрасли в тяжелый период, заботиться о повышении конкурентоспособности и техническом перевооружении самортизированных и технологически отсталых мощностей, а также максимально сократить потери на внешних рынках. С другой – сохранить рабочие места и выполнять социальные программы. Для достижения этого металлурги (причем, без возражений) решили пожертвовать объемами экспорта ради сохранения хотя бы части прибыли. Данный шаг продиктован задачей сохранения экспорта украинского металла в принципе, т.к. паника вокруг падения цен может привести к еще большему снижению стоимости металлопродукции и невыгодности осуществления внешних поставок. По словам Анатолия Сокуренко, директора КГМК «Криворожсталь», для сохранения ценового уровня на экспортируемую украинскую продукцию есть смысл самоограничиться в объемах производства. «Это нормальная реакция мировых компаний на провал рынка. Сейчас самое главное для нас сохранить эти рынки сбыта», - считает А.Сокуренко.
Почувствовать плечо государства
Однако своими силами металлурги вряд ли могут справиться с текущей ситуацией на мировом рынке. Известно, что успех национального производителя на внешней арене во многом определяется активностью и эффективностью внешней политики государства. Несмотря на некоторые подвижки новой власти в этом аспекте, в нашем случае необходимо также разобраться с некоторыми законодательными «противоречиями» рыночной ситуации, препятствующими осуществлению экспорта даже в нормальных условиях.
Говоря о проблемах внешнего рынка, В. Гайдук упрекнул правительство в несоответствии законодательной базы, регулирующей экспорт, текущей рыночной ситуации. «Например, мы сейчас не торгуем на фобе как 5 лет назад, а взаимодействуем с конечным потребителем – это философия сегодняшнего бизнеса, - говорит В.Гайдук. - Мы в большинстве случаев удалили трейдерское звено. А в государстве ничего не изменилось с точки зрения философии ведения производственной и торговой деятельности. Как были мы «на фобе», так и остались. А ведь ни для кого не секрет, что необходимо корректировать правила игры с изменением рыночной ситуации».
Данная претензия во многом касается и условий торговли на рынке США. Сейчас отечественные металлурги теряют по $200 на каждой тонне, по причине того, что в случае оплаты полной стоимости американские клиенты просят отсрочку платежа на 120 дней, тогда как по украинскому законодательству украинские металлопроизводители должны предоставить отчет и заплатит налог не позднее чем через 90 дней. Этим успешно пользуются американские коллеги, сбрасывая цену с $500 до $300.
Кроме исправления имеющихся недостатков украинского законодательства, Кабмин и парламент должны сосредоточиться на обеспечении запаса прочности в текущей ситуации, а также определить (и внедрить) стратегию развития внешней торговой деятельности. Говоря о перспективах украинского металлоэкспорта, В.Гайдук считает, что «стратегически, другого рынка, чем ЕС для нас, к сожалению, не существует. При калькуляции стоимости продукции для восточных рынков мы всегда будем проигрывать в транспортной составляющей». Поэтому необходимо активизировать все усилия для снятия торговых ограничений на западноевропейских рынках.
Как пишет эксперт Международного центра перспективных исследований Татьяна Яблоновская, «правительству нет смысла давить на экспортеров, стремясь сбалансировать экспорт и импорт. Ведь внутренний рынок не в состоянии компенсировать потенциальные потери на внешних рынках. Выходом (но не панацеей) будет расширение внешних рынков сбыта при помощи вступления в ВТО и движения по пути евроинтеграции, получения (от ЕС и США) статуса страны с рыночной экономикой, а также стремления добиться согласия от России и других стран СНГ на создание реально действующей зоны свободной торговли».
Исходя из того, что в ближайшие пять лет экспорт металла будет находиться по-прежнему на уровне 26 млн. т, металлургам и правительству необходимо скоординировать свои действия для удержания завоеванных и выхода на новые рынки сбыта. Для этого можно воспользоваться традиционными механизмами. Но вопрос состоит в том, хватит ли выдержки у участников рынка не форсировать события, не заваливать своей продукцией внешних потребителей в критический период, а также мудрости у политиков в работе над созданием необходимой базы для укрепления позиций в Европе, США, Канаде и др. Необходимо также активизировать действия по инновационному развитию и достижения большей конкурентоспособности, чтобы, наконец, получить возможность продвигать высокопередельную продукцию в промышленных объемах, а не небольшими партиями, как это происходит сейчас. Кроме того, учитывая фактическую закрытость внешних рынков для украинского конечного проката, одним из направлений можно считать деятельность, направленную на выход в сегменты его переработки.
Источник ugmk.info
e-news.com.ua