Иммиграция способствует экономическому росту и «мультикультурному обмену» в Европе, но не способствует в России. И при этом почему-то плотнее закрыть двери для приезжих требуют и здесь, и там. Таковы несколько парадоксальные выводы, содержащиеся в социологических исследованиях, проведенных одновременно в России и Великобритании. 38% против 20% опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) серьезно сомневается в том, что приезжие способствуют развитию российской экономики. 63% (против 10%) полагает, что иммигранты «повышают уровень преступности, коррупции», 43% (против 17%) не согласно, что приезжие «делают Россию более открытой новым идеям и культурам». Примерно такое же соотношение по части тезиса: приезжие спасут страну от демографического кризиса.
Другая ситуация в туманном Альбионе, о ней можно судить по исследованиям центра MORI. 45% против 39% (это, правда, не очень существенное превосходство) британцев полагает, что иммигранты – благо для развития народного хозяйства, 48% против 33% опровергает мнение о том, что иммигранты способствуют распространению преступности. И т.д. Однако при этом 58% опрошенных полагает, что законы об иммиграции следует ужесточить, а 11% даже уточняет: надо вообще запретить въезд с видом на жительство в пределы Соединенного Королевства. При этом процент «ужесточителей» даже выше, чем в России, где за более суровые нормы соответствующих законов определенно выступает только 40%, и только 9% хочет вообще закрыть границу для переселенцев.
Британия – вполне типичная европейская страна со значительной долей иммигрантов в крупных городах. В большом Лондоне пакистанцев, индусов, арабов, различных африканцев и т.д. давно больше, чем коренного населения. Именно тем, что в столице значительное число мусульман, в том числе натурализованных граждан страны, отчасти объясняются пропалестинские и антиизраильские выступления мэра Лондона Кена Ливингстона – он хочет заручиться поддержкой значительной части избирателей. На первый взгляд британское общество поддерживает «толерантное» отношение к иммигрантам, культивируемое нынешними властями. Это общество болеет за заполонивших футбольные клубы смуглых и просто темнокожих спортсменов. На недавних парламентских выборах британцы в третий раз подряд предпочли лейбористскую партию, а не ее оппонентов, призывавших к ужесточению антииммиграционного законодательства. Что говорить про СМИ, которые буквально заклевали чуть активизировавшуюся последние три года Британскую национальную партию, а ее лидера за жесткое неполиткорректное высказвание арестовали – опять же при молчаливом одобрении «социума».
В России все не так – по крайней мере все не так в обществе. Как показали исследования фонда «Общественное мнение» (март прошлого года), судя по этим дискуссиям, «конфликты на национальной почве являются привычным фоном сосуществования местных жителей и приезжих». При этом «весь строй дискуссии обычно определялся несогласием респондентов с «интернационалистской» позицией российских СМИ. Участники… не отрицают наличия в российском обществе недоброжелательности к приезжим, но утверждают, что она является оправданной и заслуженной». И вот в этой атмосфере ксенофобии, тем более густой, учитывая приведенные выше цифры, оказывается, 69% (против 18%) россиян полагает, что следует ужесточить законы против разжигания межнациональной розни (опять данные опроса ВЦИОМ).
Создается впечатление, что сознание россиян «двойственно» в отношении мигрантов, как и сознание британцев. Правда, «двойственность» в обоих случаях разная. Россияне недолюбливают или во всяком случае настороженно относятся к приезжим (правда, как показывают те же опросы, отношение к выходцам из разных регионов и стран весьма дифференцированное – не все инородцы «на одно лицо»). Но при этом экстремистские призывы не одобряются, скорее рядовые граждане надеются, что с «излишним» наплывом приезжих разберутся «по закону».
Британцы вроде как более терпимы и, вероятно, более подкованы в экономических вопросах, нежели россияне. По крайней мере тезис о нехватке (в силу демографического кризиса) рабочих рук на Британских островах и о том, что эту нехватку восполняют как раз мигранты, на самих островах усвоили. Вроде как и культура туманного Альбиона обогащается за счет мигрантов (какие именно области культуры, правда, опросы не раскрывают). Но стоит чуть «поскрести» эти усвоенные через посредство политкорректных СМИ настроения, и все равно проглядывает нелюбовь к «чужакам»: во всяком случае британцы не хотят чтобы их приезжало слишком много. При этом и в Британии, и в России полагают, что эта проблема решится на уровне государства, а не скинхедов. В таком случае можно сказать: Россия начинает мыслить категориями «правового сознания». Что уже само по себе плюс, хотя одним правовым сознанием не решить демографического кризиса в Европе (включая Россию), из-за которого собственно и все проблемы с мигрантами.
Александр Широков RBCdaily.
e-news.com.ua