На украинском рынке косметики открываются хорошие перспективы для развития отечественного производства. Такое мнение высказали на пресс- конференции украинские производители, разработчики, технологи, а также эксперты ТПО «Имидж», фармацевтической фабрики ЗАО «Эльфа» и Центра независимых потребительских экспертиз «ТЕСТ».
По словам экспертов, объем украинского рынка косметики и парфюмерии составляет 1,8 млрд. долл. США. По прогнозам специалистов, к концу 2007 г. объем рынка может составить более 2,7 млрд. долл. США. По потреблению косметики, Украина является третьим по величине рынком Восточной Европы. Темпы роста косметического рынка в последние годы замедляются, в связи с относительным насыщением и перераспределением продукции между каналами продаж.
Обзор рынка косметики и парфюмерии:
2004 год – 1 576 млн. дол.США
2005 год – 1 990 млн.дол. США
2006 год – 1,8 млрд. дол. США
2007 год – 2,77 млрд. дол. США (прогноз)
Темпы роста рынка:
2004/2005 – 18,2%
2005/2006 – 7%
2006/2007 (прогноз) – 8-10%
Импорт и экспорт по статистическим данным Госкомстата (11 мес. 2006 год):
Импорт 413 млн. дол. США
Экспорт 60 млн. дол. США
Абсолютное большинство продукции, представленной на украинском рынке, на сегодняшний день составляет косметика зарубежного производства - около 92% от общего объема продаж. Косметика украинского производства, соответственно, занимает 8% рынка, на рынке действует около 80 украинских производителей, выделилась десятка наиболее крупных компаний.
На косметическом рынке импорт преобладает над экспортом, хотя динамика увеличения экспорта продукции растет. В структуре продаж лидируют следующие товарные группы: декоративная косметика, средства для ванны и душа, средства по уходу за кожей, средства по уходу за волосами. Недорогая косметика составляет более 60% рынка, косметика среднего ценового сегмента – около 30%, дорогая селективная косметика – порядка 10% рынка. Наибольшее количество новых косметических средств, которые появляются на рынке, произведено на основе натуральных ингредиентов – трав, за ними идут средства, обогащенные витаминами и минералами.
На рынке наблюдается рост продаж через такие каналы, как прямые продажи (более 20% продаж на рынке), аптеки (более 18%), а также специализированные сети (более 10%).
По схеме прямых продаж на столичном косметическом рынке сегодня работают до десяти компаний. Почти все они зарубежные, кроме компании «Имидж». Объем продаж через рынки постоянно снижается, а через супермаркеты, универмаги и дискаунтеры – незначительно увеличивается (на уровне 1% в год).
Украинские производители косметики сталкиваются с целым рядом проблем – от дороговизны «проникновения в розницу» до отсутствия государственной поддержки. Наличие некоторых негативных стереотипов по отношению к украинской косметике у потребителей, их привычка покупать продукцию зарубежного производства, также замедляют развитие отечественного производства косметики.
Специалисты не сомневаются, что косметику украинского производства ждет большое будущее. Как заявила Ирина Букур, Президент ТПО «Имидж»: «Я совершенно уверена, что украинская косметика в ближайшие два года получит преимущество в предпочтениях наших соотечественниц». Она также пояснила, почему украинкам лучше использовать отечественную продукцию: «Наша кожа генетически предрасположена воспринимать те растения, которые произрастают на нашей земле, те масла, воду – которые находятся в Украине и поэтому даже аналогичная продукция, сделанная в другой стране не даст коже, волосам, телу наших женщин тех результатов, которые дают им национальные продукты».
В то же время, украинские производители косметики сталкиваются с целым рядом проблем – от дороговизны «проникновения в розницу» до отсутствия государственной поддержки. Наличие некоторых негативных стереотипов по отношению к украинской косметике у потребителей, их привычка покупать продукцию зарубежного производства, также замедляют развитие отечественного производства косметики.
Анна Тихая, для E-NEWS e-news.com.ua