Эксперт в области топливно-энергетического комплекса, руководитель пресс-службы НАК «Нафтогаз Украины» Константин Бородин рассказал о проблемах и перспективах украинского ТЭК, возможностях использования нефтепровода «Одесса-Броды» и об энергетической безопасности Украины в целом.
- Как эксперт в области ТЭК, Вы серьезно относитесь к заявлениям Януковича о том, что нефтяной консорциум между Украиной, РФ, Азербайджаном и Казахстаном будет создан? Заинтересованы ли все вышеперечисленные страны в создании подобного консорциума?
- Если не создать такой консорциум, то нефтепроводная система «Одесса-Броды» точно не заработает в ближайшее время. Дело в том, что при строительстве этого, телегу поставили впереди лошади, то есть, сначала построили трубу, потратив на нее около 650 млн. гривен, что на тот период составляло около 250 млн. долларов. А затем уже начали искать для обеспечения работы Одеса-Броды продавцов и покупателей нефти. На сегодняшний день, по моему мнению, у предприятий реально работающих на нефтяном рынке в Казахстане, Азербайджане и далее по списку начисто отсутствуют интересы к украинскому проекту. Во всяком случае, за 5 лет его активного «маркетинга» не одного серьезного контракта на использования в прямом направлении Одесса-Броды подписано не было.
Теперь чтобы стимулировать интерес владельцев ресурса и потенциальных покупателей этой нефти Украина вынуждена создавать для них сверхпривлекательные условия. В противном случае, проект так и останется памятником бесхозяйственности.
- Расскажите о финансовом состоянии НАК «Нафтогаз». Действительно ли компания находится на грани банкротства?
- Финансовое состояние НАК безусловно очень тяжелое. Оно вызвано в первую очередь постоянным повышением налогового пресса на компанию, которое происходит вот уже три года. В прошлом году «Нафтогаз» заплатил более 15 млрд. гривен налогов в государственный и местный бюджеты, что приблизительно в три раза больше, чем в 2004 году. Доля налоговых изъятий в валовом доходе компании в текущем году вплотную приблизится к 30%. При этом компания не может переложить эти издержки на потребителя в связи с жестким государственным регулированием цен на тех рынках, где она работает - на рынке продаж газа для населения.
В 2005-2006 годах вообще сложилась порочная практика, когда возрастающий аппетит госбюджета, компания удовлетворяла за счет иностранных кредитов. К примеру, в 2005 году «Нафтогаз» заплатил дополнительно около 5 млрд. гривен налогов и ровно на 1 млрд. долларов выросли заимствования компаний у иностранных банков.
Тем не менее, предварительные итоги хоздеятельности НАК во втором полугодии 2006 года - с момента прихода новой управленческой команды - имеют ярко выраженную позитивную тенденцию. Компания будет готова раскрыть эти данные после окончательного формирования финансовой отчетности в третьей декаде февраля.
- Как, по-вашему, способен ли скандал вокруг Рудьковского повлиять на рост цен на туркменский газ для Украины? Вообще, имели ли место подобные угрозы с туркменской стороны?
- Ответим так. Согласно с заявлениями Украинского МИД, ноты туркменской стороны поступали в его адрес. В НАК «Нафтогаз Украины» они не поступали, и подтвердить или опровергнуть их существование мы не можем.
В то же время закупки газа в Туркменистане регулируются контрактом между ГК «Туркменгаз» и ОАО «Газэкспорт». Цены и объемы этих поставок зафиксированы на уровне 100 долларов и 50 млрд. кубометров на период до 31 декабря 2009 года. В течение этого периода изменения объемов поставок и цены туркменского газа невозможно.
Что касается обвинения в адрес Рудьковского, то после победы в Украине «помаранчевой» революции слушать их достаточно странно. Ведь еще в 2004 году высшие должностные лица нашего государства находились приблизительно в таком же правовом статусе как нынешние туркменские оппозиционеры. И если Украина уже стала на путь демократии, то ограничивать их пребывание в Украине, по меньшей мере, странно.
- Будет ли наказано прежнее руководство НАК «Нафтогаз» (Ивченко) за нецелевое использование государственных средств - покупка автомобилей, заказ снегурочек и т.д.?
- Сегодня правоохранительные органы ведут расследование по нескольким эпизодам деятельности предыдущего руководства НАК «Нафтогаз Украины». По результатам этого расследования будет ясно, был ли в действиях экс-главы НАК состав преступления. До окончания расследования компания не считает возможным комментировать его действия.
- Может ли Украина когда-нибудь обойтись без газа других государств, используя только собственное топливо?
- Пожалуй, говорить об этом можно будет только после разработки принципиально новых энергосберегающих технологий. На сегодняшний день потребление Украины составляет около 65 млрд. кубометров, из которых в нашей стране добывается только 20.
При условии масштабных инвестиций в разведку и разработку новых газовых месторождений на территории Украины, отечественную добычу газа в десятилетней перспективе можно увеличить до 30 млрд. кубометров. Одновременно снизив энергозатратность основных потребителей газа, таких как теплокоммунэнерго, «Электрогенерация», химическая и металлургическая промышленность, потребление газа в стране может быть снижено примерно до 55 млрд. Таким образом, доля украинского газа в национальном газовом балансе к 2015-17 году способна превысить 50%. К сожалению, на сегодняшний день факторов, которые способствовали бы увеличению украинской добычи газа, пока нет. Темпы снижения энергозатратности также трудно назвать адекватными. К примеру, в 2006 году потребление газа в стране выросло на 0,5%.
- Вы допускаете возможность прямых поставок газа в Украину? Возможно ли отказаться от услуг «РосУкрЭнерго», или эта компания пришла на наш рынок навсегда?
- Проблема с прямыми поставками туркменского газа заключается в том, что до конца 2028 года ОАО «Газпром» располагает действующими контрактами с туркменской стороной на приобретение практически в полном объеме добываемого в Туркменистане газа. Это соглашение заключено в апреле 2002 года. И все попытки заключить с Туркменистаном «параллельный» контракт, активно предпринимавшийся Президентами Л. Кучмой и В.Ющенко, всеми премьер министрами нашей страны за этот период. А также руководителями Минтопэнерго и НАК пока не увенчались успехом.
Потенциал для заключения контракта на прямые закупки газа появится у «Нафтогаза» лишь в двух случаях: если добыча газа в Туркменистане превысит законтрактованные Россией 80 млрд. кубометров в год (при условии увеличения транзитных мощностей из этой страны) или в случае принятия в Ашхабаде политического решения о пересмотре действующего контракта с Газпромом.
Тем не менее компания по-прежнему ведет активный диалог с Туркменской стороной и не оставляет попытки заключить хотя бы небольшой объем, но прямое соглашение.
- Может ли наше государство перейти на иное топливо, например, последовать опыту некоторых стран, которые для отопления домов используют сено (как в Германии)?
- Может. В разгар украино-российского газового конфликта в январе 2006 года национальный телеканал УТ-1, к примеру, активно рассказывал, о том, чем можно заменить природный газ - в том числе и сено. Однако, как я уже сказал выше, потребление газа в 2006 году выросло. Одной из причин этого роста является то, что природный газ по-прежнему остается наиболее дешевым энергоносителем, во всяком случае, в промышленных масштабах.
Несмотря на то, что котельные ТЭЦ и промпредприятий практически повсеместно могут заменить газ мазутом, это экономически невыгодно и поэтому не происходит. Скорее вопрос можно ставить о более эффективном потреблении природного газа, отказе, где это невыгодно от практики централизованного теплоснабжения о замене газа на предприятиях металлургии угольной пыли и т.д.
- Что экономнее для гражданина, платить за тепло по общему тарифу, или установить дома автономное отопление? И выгодно ли государству, когда люди будут устанавливать дома котлы?
- Ответим так. Устанавливать дома автономные котлы в первую очередь небезопасно. Кроме того, экономическая эффективность этой установки очень зависит от специфики населенного пункта. Если это отдельно небольшой микрорайон или поселок, то экономически эффективнее всего отапливать его мини-котельной. В сельских районах на хуторах, там, где размер отапливаемого помещения достаточно велик, выгоднее всего ставить автономное отопление. А в городах с высокой плотностью застройки наиболее эффективное централизованное теплоснабжение.
Поэтому универсального решения нет, лучше обратиться к специалисту в частности, нашей дочерней компании «Газ-тепло» и попросить их посчитать.
- Когда заработает нефтепровод «Одесса-Броды»? Почему этого до сих пор не произошло? Какие шаги предпринимаются НАК для этого?
- Нефтепровод «Одесса-Броды» не заработал по ряду причин.
Во-первых, он никуда не ведет. Он не обеспечивает выход на конечного потребителя. Каспийскую нефть по нему можно доставить только до Бродов, откуда она с очень существенной потерей качества (из-за смешивания с российским сырьем) может поступать только трем потребителям. НПЗ в Братиславе, НПЗ в Венгрию, и на два чешских завода, принадлежащих одной компании. Из всех четырех заводов только один находящийся под Прагой, то есть на максимальном удалении от Бродов, способен экономически и эффективно перерабатывать легкую нефть. Достройка нефтепровода до польских потребителей по-прежнему остается в проекте.
Во-вторых. Нефтеперерабатывающие заводы в странах Восточной Европы были построены еще во времена Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и рассчитаны под переработку исключительно российского сырья. Чтобы эффективно перерабатывать легкую каспийскую нефть, каждому из них необходимо пройти масштабную модернизацию затраты на которую в зависимости от мощности составит от 250 млн. до 1 млрд. долларов на каждый завод.
В-третьих. На сегодняшний день российское нефтяное сырье на 15-20% дешевле каспийского. То есть, проделав модернизацию, восточно-европейские нефтеперерабатывающие заводы получат сомнительное удовольствие покупать сырье на 15-20% дороже, чем оно обходится сегодня.
Все выше сказанное позволяет сказать, что и Восточно-европейские покупателям нефти и компаниям-поставщикам сырья необходимо крайне серьезный финансовый стимул для того, чтобы приступить к осуществлению поставок нефти по системе Одесса-Броды.
- Если Россия, не приведи, Господи, поднимет снова цену на газ, какие будут действия Украины?
- Украина имеет серьезные основания рассчитывать, что серьезных повышений цены на газ удастся избежать как минимум до конца 2009 года. По контракту между ГК «Туркменгаз» и ОАО «Газэкспорт» цена туркменского газа на границе Туркменистана и Узбекистана зафиксирована на отметке 100 долларов. По условиям контракта эта цена останется неизменной до конца 2009 года. В контракте между «Газпромом» и «Росукрэнерго» цена на куплю-продажу этого газа на поставку в Украину также действует до конца 2009 года и содержит те же цифровые параметры.
Усредненная стоимость доставки газа из Туркменистана в Украину составляет около 28 долларов. За счет этого цена газа на украинской границе и составляет 130 долларов за тысячу кубометров. Это является фундаментом ценового уровня импортируемого газа для Украины до 2010 года.
В вышеприведенном экономическом расчете есть несколько переменных. Одно из государств-транзитеров - Казахстан, еще в конце прошлого года задекларировал желание поднять ставки транзита туркменского газа, в том числе и для Украины, в полтора раза. Аналогичные действия возможны и со стороны Узбекистана, с которым также не зафиксирована цена продажи газа на 2008-2009 годы. Однако ни доля узбекского газа в общем объеме поставок в Украину, не расходы на транзит через Казахстан не являются столь значительными, чтобы повлечь за собой серьезные (более 10%) изменения цены газа для Украины
- Константин, украинцы не хотят строительства ядерного хранилища в Украине, это нецелесообразно делать с экологической точки зрения на пересечении нескольких рек и вблизи населенных пунктов. В Киеве итак повышен радиационный фон. Прокомментируйте Ваше личное отношение к этому проекту. Есть ли у Вас дети? Заботитесь ли Вы о здоровье своих детей? Спасибо
- В нашей стране итак достаточно много людей, которые комментируют то, в чем они не разбираются. Я являюсь пресс-секретарем НАК «Нафтогаз Украины» и компетентен в вопросах нефтегазвого комплекса. Атомная энергетика не принадлежит к числу областей моих знаний.
- Нефтепровод Одесса-Броды – стоит ли его вообще достраивать до Плоцка?
- Если достройка обеспечит гарантированную загрузку нефтепровода, то достраивать, несомненно, стоит. Поскольку сегодняшнее состояние нефтепровода не позволяет говорить про перспективу его работы в северном направлении.
- Скажите, с какой целью было создана посредническая монопольная структура СП «РОСУКРЭНЕРГО»? Какая польза от нее Украине? И как ее создание повлияло на прибыли НАКа?
- АО «РосУкрЭнерго» создавалось для того, чтобы транзитировать газ на Украину и далее на запад. На сегодняшний день компания справляется с этими функциями и, кроме того, обеспечивает поступление в Украину природного газа по цене, которая является более низкой в СНГ, не говоря уже о Восточной Европе.
В четвертом квартале прошлого года Росукрэнерго поставлял газ в Украину по цене 95 долларов, несмотря на то, что закупочная стоимость в Туркменистане без учета затрат на транспортировки составляла 100 долларов.
В наличие среди акционеров Росукрэнерго граждан Украины в значительной степени балансирует влияние на управленческие решения этой компании со стороны ОАО «Газпром».
Если Украина откажется от услуг компаний-операторов по транзиту среднеазиатского газа, будь то «Росукрэнерго», «Еуралтрансгаз» или «Итера», то выполнять функции по доставки к нам среднеазиатского газа, по всей видимости, будет непосредственно ОАО «Газпром».
- Может ли Россия реально перекрыть, как говорят «газовый кран» Украине технически?
- Из России в Украину газа поступает по семи основным газопроводам. То, что произошло в январе 2006 года - это приостановка Газпромом поставки газа по тем трубопроводам, которые снабжают основные регионы потребления газа в стране. При этом давление газа, газопроводов, которые используют преимущественно для прокачки газа на экспорт за пределы Украины оставалось неизменным. Это создало физический дефицит газа в газотранспортных и газораспределительных системах, в первую очередь, на востоке Украине, могло привести к коллапсу газотранспортной системы страны в целом.
Поэтому полностью ограничить поставки газа в Украину на сегодня Газпром не способен, однако у него существует механизм для существенного ограничения поставок непосредственно для потребителя.
- Нынешний министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко летал в Туркменистан, Казахстан, Узбекистан. Какой смысл в газовых переговорах Украины с Туркменистаном, Казахстаном и Узбекистаном, если Газпром выкупил весь экспортный объем газа у этих государств
- Во-первых, поддержание диалога и поиск новых возможностей сотрудничества необходимы. Среднеазиатское направление является одним из приоритетов государственной энергетической стратегии Украины. Во всех трех государствах среднеазиатского региона существуют или как минимум существовали до 2005 года предложения по участию в украинских компания в добыче энергоресурсов, преимущественно газа на их территории.
Кроме того, Украина реализует в Туркменистане целый ряд инвестиционных проектов, оплату за выполнение которых украинские подрядчики получают газом. Не следует забывать, что все три среднеазиатские государства обладают существенными запасами нефти, которые в перспективе могут быть привлечены для реализации проекта «Одесса-Броды» в северном направлении.
Репутация и уровень признания господина Бойко в среднеазиатском регионе без сомнения, позволяет ему более эффективно, чем предшественникам проводить переговоры с профильными ведомствами и компаниями этих государств, что открывает путь для решения тех вопросов, которые не удалось решить предыдущему руководителю Минтопэнерго и предыдущему руководителю НАК.
- Как вы считаете, можно ли было избежать «газового Ватерлоо» 4 января прошлого года
- На момент прихода в энергетический сектор страны команда Ивченко-Плачков взаимоотношения с нашими российскими партнерами в энергетической сфере находились в несравненно лучшем состоянии, а условия сотрудничества в газовой сфере были значительными и более выгодными для Украины.
На мой взгляд, события 4 января 2006 года обусловлены целым рядом непрофессиональных и ура-патриотичных шагов и высказываний обоих украинских чиновников. Среди этих действий я выделил: предложения господина Ивченко на переговорах в офисе ОАО Газпром в апреле 2005 года о переходе на денежную форму расчета за транзиты и поставки газа; несвоевременная подготовка министром топлива и энергетики И.Плачковым протокола на 2006 год к украино-российскому межправительственному соглашению «о сотрудничестве в газовой сфере»; бахвальство А.Ивченко поднятое им в Ашхабаде скандал и обвинения в адрес министров Туркменистана, прозвучавшие в присутствии президента этой страны Сапармурата Ниязова; и несвоевременная оплата полученного туркменского газа в 2005 году.
Я считаю, именно эти ключевые действия привели к резкому охлаждению отношений с «Газпромом» и лишили Украину возможности получать туркменский газ до конца 2006 года.
- Из-за устаревших технологий Украина теряет 25% газа, который закупает за границей. То есть четверть голубого топлива уходит просто в небо. Об этом заявил вице-премьер Владимир Рыбак. Он уверил, что в случае, если государство будет рационально использовать газ, то собственного производства нам хватит для жилищно-коммунального хозяйства. Прокомментируйте пожалуйста.
- Жилищно-коммунальный сектор, то есть предприятия теплокоммунэнерго потребляют около 14 млрд. кубометров газа в год, население потребляет 20. Сегодня население полностью обеспечено украинским газом. В случае, если государство обеспечит масштабные инвестиции в разработку черноморского шельфа – например, оставляя в распоряжении «Нафтогаза» орендную плату за добычу нефти и газа, тогда через 10 лет мы сможем увеличить добычу газа в Украине с нынешних 20 до 30 млрд. кубометров в год. Таким образом Украина обеспечит не только потребность населения, а и ЖКХ.
- Константин, скажите, в 2006 году, когда начался «дерибан портфелей» Минтопэнерго, а начался с того, кто же станет пресс-секретарем небезызвестного министра Юрия Бойко, Вы проиграли схватку c Громницкой или у Вас был план вернуться в НАК? Не считаете Вы, что это понижение?
- То, о чем вы говорите, не соответствует действительности. Политической фигуре - министру топлива и энергетики Ю.А.Бойко необходим руководитель пресс-службы с опытом работы в политической журналистике и журналисткой среде. Я не располагаю достаточной квалификации в этом вопросе в отличие от нефтегазового комплекса. Поэтому вся эта история является надуманной.
- При создании какого-либо союза с Россией существует опасность, что она станет выкручивать руки меньшим братьям. Какими Вы видите механизмы предотвращения таких имперских посягательств? Как обеспечить равенство партнеров этого проекта? И не стоит ли, на Ваш взгляд, отказаться от участия России в нефтяном консорциуме?
- В части энергетической независимости стоит вспомнить опыт Польши, которая на сегодняшний день импортирует более 95% своей нефти и приблизительно такое же количество газа из Российской Федерации, оплачивая за них справедливо рыночную цену. Но, в отличие от Украины, она имеет альтернативный путь получения природного газа из нероссийских источников. И, как и Украина, имеет возможность импортировать нероссийскую нефть.
Путь преодоления энергетической зависимости в газовой сфере – это создание маршрута транспортировки нероссийского газа, который мог бы удовлетворить нужды Украины в случае технических или других препятствий для поставок газа с Востока. В нефтяном смысле Украина уже имеет такой альтернативный маршрут благодаря терминалу Южный и нефтепроводу «Одесса-Броды».
Однако, как показывает опыт Польши, альтернативные маршруты не обязательно должны быть задействованы. Географическое расположение Украины и Польши убедительно доказывает пользу от использования российских энергоресурсов, поскольку они к нам ближе всего.
E-NEWS e-news.com.ua