Попытками реабилитировать ОУН-УПА власти Украины еще больше оскорбляют оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной, нежели власти Эстонии, принявшие решение о демонтаже советского памятника Воину-освободителю в Таллине. Об этом в интервью РИА «Новый Регион» заявил глава комитета Верховной Рады по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов депутат от Компартии Петр Цибенко.
Как вы расцениваете намерения демонтировать памятник Воину-освободителю в Таллине? Будете ли вы от лица украинских ветеранов делать официальное заявление?
Я отношусь к таким попыткам эстонских властей переписать историю крайне отрицательно. Эти действия граничат не только с моралью и этикой, а являются угрозой нарушения прав человека.
К сожалению, и на Украине предпринимаются подобные попытки. В частности, у нас очень хотят любыми способами переписать и переврать нашу историю. Перевернуть все факты о Великой Отечественной войне. Причем, все это делается под прикрытием движения Украины в Европу.
В первую очередь, все это осуществляется руками украинских политиков, которые «национально озабоченные». Они полностью похожи на эстонских политиков. У них одна кровь.
Но следует понимать, что как раз Европа чтит историю, какой бы противоречивой она не была.
Поэтому я уверен, что такие действия эстонских и украинских политиков – это грубейшее нарушение прав человека, интересов ветеранов и тех тенденций, которые происходят сегодня в европейском сообществе.
Коммунисты на Украине сейчас в рядах правящей коалиции. Ранее вы уже заявляли, что будете выходить с инициативой изменения школьных учебников по истории, где участники УПА представлены «борцами за независимость Украины». Почему этого не произошло?
Мы не только однозначно будем предпринимать конкретные действия, но мы их уже активно предпринимаем. Мы регулярно на заседаниях Комитета поднимаем эту проблему.
Главный вопрос повестки дня – это правдивое освещение отечественной истории. Уже в феврале месяце этого года, предварительно 13 числа, мы планируем вынести на рассмотрение в Верховную Раду, в ходе Дня правительства в парламенте, вопрос о социально-правовой и моральной защите ветеранов войны. Где, в том числе, будет подниматься вопрос о необходимости бережного отношения к истории.
Кстати, в ноябре прошлого года мы проводили выездное заседание нашего Комитета в Киевскую область. Мы анализировали выполнение Закона о защите ветеранов Великой отечественной войны в части охраны памятников, мемориальных мест и так далее. То есть, мы однозначно очень плотно работаем в этом направлении.
Параллельно с нами по вопросу правдивого освещения фактов истории работают наши коллеги из Комитета по науке и образованию Верховной Рады Украины. На этом уровне депутаты неоднократно поднимали вопрос о содержании учебных программ.
К счастью, мы добились того, что иностранцы нам уже не пишут учебники по отечественной истории. А ведь до этого времени так было сплошь и рядом! Тогда учебники по истории Украины нам писали канадцы. Например, тот же Субтельный, который ни одного дня не прожил в Украине. А, живя в Канаде, писал нам сюда про нашу историю! Это дикость! И я все-таки надеюсь, что такие времена уже позади.
Мы же будем категорически действовать в этом отношении, и не допустим реабилитации вояк ОУН-УПА. Попытки признания ОУНовцев и бандеровцев на Украине полностью совпадают с тем, что осуществляют в Таллине. Но там это делают с памятниками, а у нас хотят сделать тоже самое, но с живыми людьми!
Не так давно в Раде было скандальное голосование: социалисты, вопреки позиции остальных членов парламентского большинства, проголосовали за предложение Ющенко о признании Голодомора геноцидом. Есть ли вероятность, что социалисты теперь проголосуют за реабилитацию ОУН-УПА?
К сожалению, абсолютно категорически исключить такую возможность голосования наших партнеров по коалиции я не могу.
Но при всем при этом, даже понимая определенную схожесть законов «О признании Голодомора геноцидом» и «об уравнивании в правах ОУН-УПА с ветеранами ВОВ», я считаю, что это немного разные ситуации. Потому что признание ОУН-УПА – это еще более серьезный вопрос, который вызовет колоссальную конфронтацию. Это все равно, что попытка заново перевоевать войну! Злодеев сделать героями, и наоборот – героев обозвать злодеями и оккупантами!
Поэтому коммунисты будут активно работать с нашими коллегами по антикризисной коалиции, в частности, с социалистами и регионалами. Мы будем делать все, чтобы не допустить вынесения этого вопроса даже на рассмотрение в парламент. Надеюсь, что нашим партнерам по парламентскому большинству хватит здравого смысла не принять подобного решения.
То есть, надежда, что участники ОУН-УПА не будут реабилитированы, остается?
Я не просто надеюсь. Я буду делать все, чтобы этого не допустить. Украинские коммунисты не позволят этого.
К сожалению, сегодня крайние пещерные националисты в Украине получили серьезную поддержку в лице президента Ющенко. Понимая, что они имеют самого главного союзника на вершине пирамиды власти, они ведут себя максимально активно. Свободно и развязано.
Та же проблема с Голодомором. В парке Славы в Киеве, где установлен пантеон советским воинам-освободителям, которые спасли человечество от коричневой чумы все человечество, заложен камень для будущего памятника жертвам Голодомора. Вы представляете себе это? И все это делается при поддержке лично президента.
Союз ветеранов уже сделал официальное заявление по этому поводу, требуя не допустить возведение такого памятника. Наш комитет также подготовил официальный документ, где мы выступаем категорически против таких действий.
На Украине прошло уже несколько месяцев, как к власти пришла антикризисная коалиция и правительство Виктора Януковича. За это время украинским ветеранам стало жить лучше?
Я не хочу сегодня давать окончательные оценки действий власти в отношении ветеранов. Потому что делать выводы по истечению всего лишь полугода еще рано. Это было бы преждевременно. Тем более, что эти полгода ушли на чистку многочисленных завалов, сделанных националистами, ведь они были при власти почти два года.
Надеюсь, со временем мы сможем социально защитить наших ветеранов. Мы должны помнить, что их всего-то осталось менее 500 тысяч – это непосредственные участники действий и инвалиды войн. Тружеников тыла немного больше, и эта цифра составляют еще порядка 2,5 млн. человек. Мы должны заботиться о них.
Новый Регион
e-news.com.ua