Производители алкогольной и табачной продукции могут потерять один из наиболее эффективных для себя методов продвижения. Сегодня правительство рассмотрит поправки к закону «О рекламе», подготовленные Минэкономики, которыми впервые на законодательном уровне предлагается урегулировать рынок непрямой рекламы (BTL). Рекламисты уже подсчитывают убытки в случае изменения законодательства, которые, по их оценкам, составят более $60 млн.
Сегодня на заседании Кабинета министров будет рассмотрен законопроект «О внесении изменений в Закон «О рекламе» (копией располагает Ъ), подготовленный Государственным комитетом по техническому регулированию и потребительской политике по инициативе Минэкономики. Документом вводится запрет на проведение «стимулирующих маркетинговых мероприятий» (лотерей, конкурсов и предоставления скидок) для продвижения алкогольных напитков, табачных изделий, лекарственных препаратов, ценных бумаг и оружия. Предлагается также запретить производителям табачных изделий выступать спонсорами представлений и мероприятий, рассчитанных на массовую аудиторию.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что внесение поправок в действующий закон необходимо для регулирования рынка непрямой рекламы. В частности, из-за отсутствия в законодательстве определений «мероприятия рекламного характера» и «специальные выставочные мероприятия» табачные и алкогольные производители рекламировали свою продукцию под видом предоставления информации о товаре, игнорируя запрет, установленный в ст. 22 закона «О рекламе».
Впрочем, эксперты соглашаются с обвинениями Минэкономики лишь частично. «Если алкогольные производители и прибегают к подобным действиям, то любая табачная компания относится к законодательству намного серьезнее, чем думают в Минэкономики»,– отмечает директор BTL-агентства AM:PM Максим Шульженко.
Предложенный Кабмину законопроект уже согласован с уполномоченными органами и утвержден на заседании правительственного комитета по вопросам гуманитарной и социальной политики. Если правительство его поддержит, он будет подан в Верховную раду.
Отметим, что инициатива Минэкономики по ограничению непрямой рекламы табака и алкоголя является не единственной. Ранее Министерство юстиции направило в Кабмин законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Украины о предупреждении употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» (см. Ъ от 31 октября). Минюст предложил запретить проведение акций и конкурсов, а также рассылку почтовых и электронных писем рекламного характера.
Производители табачной и алкогольной продукции считают введение запрета на непрямую рекламу своей продукции необоснованным. «Мы согласны с необходимостью постепенного – в течение года или двух лет – ограничения медиарекламы,– говорит директор по корпоративным связям компании Japan Tobacco International Дмитрий Редько.– Однако BTL не влияет на число курящих в стране, так как является способом коммуникации с теми, кто уже курит. Мы расцениваем эту инициативу как карательную меру в отношении рекламного и табачного рынков».
По данным исследований компании Cortex/Publicis Group Media, объем рынка непрямой рекламы на Украине в 2006 году составит около $518 млн. Из них затраты производителей табачной и алкогольной продукции оцениваются более чем в $60 млн.
По словам управляющего директора агентства «TMA Draft Украина» Инны Юрченко, в случае введения запрета отрасль потеряет крупнейших рекламодателей, так как из-за ограничений на использование прямой рекламы производители сигарет и алкоголя направляли существенную доли своих рекламных бюджетов на BTL. «Это один из крупнейших бизнесов на Украине, поэтому введение ограничений на непрямую рекламу столкнется с противодействием сильнейшего лобби в парламенте»,– считает господин Шульженко.
АНТОН Ъ-ОНУФРИЕНКО, ЮРИЙ Ъ-ПАНЧЕНКО
Кommersant.ua