В топ-двадцатку сайтов-лидеров российской онлайн-торговли, по версии Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), вошли 13 онлайн-витрин обычных магазинов.
Хотя цены на товары и доставку у них зачастую выше, чем у интернет-компаний, покупатели готовы переплачивать за знакомый логотип, — пишет журнал SmartMoney. Игроки рынка спорят с НАУЭТ по поводу абсолютных цифр и надеются, что рациональность покупателей превзойдет маркетинговую мощь конкурентов.
Из отчета НАУЭТ следует, что оборот рынка розничной онлайн-торговли в 2005 году составил $1,02 млрд, объем всей розницы — $243,3 млрд (Росстат). Таким образом, пишет SmartMoney, доля продаж через Интернет в России выходит на уровень США, где на них приходится 2,3% или $84 млрд всего розничного оборота. С оценкой НАУЭТ согласны не все участники рынка — как и в сравнении с США, речь идет об абсолютных цифрах, в разы отличающихся друг от друга. По информации SmartMoney, в Ozon.ru и eHouse интернет-розницу оценивают в $600 млн, а в Softkey.ru — в $2,6 млрд.
Отдельный интерес вызывает структура этого оборота. Большинство интернет-магазинов растут сообразно рынку на 40% в год. При этом обороты интернет-магазина сети «Мир» выросли за прошлый год в 3,5 раза, удвоились продажи на сайтах «Спортмастера», «Связного», — сообщает SmartMoney. С этими показателями тоже спорят: в «Спортмастере» говорят, что НАУЭТ завышает их обороты, а «заниженные» дистрибуторы электронной техники указывают на мелкий опт как основной источник дохода.
Несмотря на критику методов подсчета НАУЭТ, владельцы традиционных каналов сбыта традиционно преобладают и на западном рынке. По информации SmartMoney, 80% топовых интернет-магазинов в США принадлежат крупным розничным сетям и производственным холдингам. Причиной тому не только известность бренда, но и налаженная обширная инфраструктура, за счет которой, впрочем, цена продукта обрастает накрутками.
Интернет-магазины тратят на продвижение немалые деньги, но вкладывают их, опять же, в интернет-рекламу — баннеры, прайс-листы в каталогах. Розничные сети рекламируют свои онлайн-магазины, как и реальные, на биллбордах и в прессе, затрачивая на это в 5—20 раз больше интернет-лидеров, а также используют рекламные возможности своих партнеров-поставщиков. По мнению гендиректора Ozon.ru Бернара Люке, известные розничные сети могут захватить сегменты бытовой техники, аудио-видео и другой электроники, но в продажах компьютеров, книг, CD и DVD нет ярко выраженных невиртуальных лидеров, хотя в будущем крупные сети могут стать серьезными конкурентами. Роман Горшков из 003.ru надеется, что демократичная ценовая политика позволит интернет-магазинам постепенно отвоевать лидерство.
Из 20—25 млн. россиян, пользующихся Интернетом, половина хотя бы раз в квартал совершает там покупки. По оценкам гендиректора Price.ru Аркадия Морейниса, аудитория его сервиса — 1,2 млн. человек, у «Яндекс. Маркета» — 2 млн. Остальные онлайн-покупателей, вместо того, чтобы пользоваться специализированным поиском, идут прямиком на страницы известных им розничных сетей.
Другая причина недоверия покупателей к виртуальным брендам — психологическая: «Делать покупки в сети научились многие посетители Рунета. Но большая часть из них пока ментально не совсем готовы к тому, что основные активы продавца товаров «виртуальные», — говорит генеральный директор Oborot.ru Павел Коротов. Часть покупателей на сайтах розничных сетей — их же клиенты, обнаружившие более удобный, чем поход в магазин, способ покупки. «Люди привыкли покупать спортивные товары в «Спортмастере», и те, кто хочет найти их в Интернете, тоже идут к нам. Бывает, что клиент сначала заходит в магазин посмотреть на товар и пощупать его руками, а потом заказывает через Интернет», — комментирует Сергей Агибалов, создатель сайта «Спортмастер».
«Вебпланета»