• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Короткие и длинные деньги украинского химпрома

    Опубликовано: 2005-04-28 11:29:45
    Ситуация, в которой оказались отечественные предприятия химической промышленности, напоминает перетягивание каната. С одной стороны, химпром тянет вниз повышение цен на импортное сырье – газ. На другом конце находится мировой рынок, благоприятная конъюнктура которого пока что позволяет предприятиям одной из наиболее экспортно ориентированных отраслей удержать баланс и остаться на плаву. Но долго ли продлится это равновесие?

    Инновации вместо дешевого сырья
    В течение последних двух лет мировой рынок демонстрировал устойчивую тенденцию роста спроса на продукцию химической отрасли и, соответственно, рост цен. Нынешнее состояние внешних рынков аналитики называют золотым периодом для отечественных предприятий. Но проблемы химической промышленности от этого никуда не исчезли. Специалистов тревожит состояние производственных мощностей предприятий: их основные фонды в среднем по стране изношены на 62%.

    На оборудовании, установленном во времена СССР и порядком изношенном еще до момента обретения Украиной независимости, производится продукция, занимающая в структуре экспорта третье место после металлургии и нефтегазовой промышленности. Украинский экспорт потребляется в основном развивающимися странами: Южная Америка, Азия, Африка. Начиная с 2001 года, цены на химическую продукцию начали повышаться и по уровню 2002-2003 гг. обеспечили невиданный оборот. Не исключено, что такая ситуация продержится и в течение 2005 года.

    Однако вслед за повышением цен на готовую продукцию выросли и цены на сырье. Природный газ, основным поставщиком которого для Украины являются Россия и Туркменистан - основное сырье для предприятий химпрома. Доля сырья и энергии в структуре себестоимости готовой продукции достигает 80%. То есть в условиях зависимости от импортного сырья и стойкой тенденции к повышению цен на энергоносители предприятия химической промышленности оказываются намертво привязанными к мировым рынкам.

    Основной потребитель их продукции на внутреннем рынке – аграрии – никогда не отличались высокой платежеспособностью. И любое потрясение способно разрушить баланс. Застраховаться от рисков изменения конъюнктуры внешних рынков можно только одним способом – модернизацией производства. Морально и физически устаревшие основные фонды предприятий требуют финансовых вливаний. Но даже нынешний уровень цен на экспортируемую продукцию не сможет обеспечить быстрой и масштабной реконструкции. Во всем мире основу бизнеса в химической промышленности составляют инновационные факторы. В 2002 году, по данным аналитиков, в России предприятия химпрома характеризовались наивысшем уровнем инноваций – 22,5% химкомбинатов проявляли инновационную активность. Но даже такой показатель не позволяет говорить о достаточном уровне востребованности инноваций.

    В Украине же дела обстоят гораздо хуже. В нашей стране из 6 основных производителей азотных удобрений и аммиака три приватизировались в средине 90-х годов (горловский «Стирол», черкасский «Азот» и «Днепроазот»), «Ривнеазот» – гораздо позже, а Одесским припортовым заводом до сих пор управляет государство. История с приватизацией северодонецкого «Азота» еще не завершена, но, скорее всего, итоги конкурса будут пересмотрены. Следовательно, пока что предприятие не в состоянии разрабатывать долгосрочные программы инвестирования.

    В развитии производства полностью могут быть заинтересованы лишь собственники, в других ситуациях временный контроль над предприятием имеет целью лишь получение прибыли в краткосрочной перспективе. А так как наше государство лишь в последнее время начало поднимать тему эффективного управления госсобственностью и получения прибыли от госактивов, о будущем государственного сектора химпрома мало кто задумывался. В итоге деятельность основной группы строилась на ситуативных факторах, главной же целью было получение прибыли и активная эксплуатация производственных мощностей. Излишне говорить, что такая ориентация на «короткие» деньги многократно повышает риски предприятий и заставляет всерьез задумываться об их будущем и, соответственно, будущем всей отрасли.

    Инвестиции и «длинные» деньги
    Приватизированные же предприятия проводят последовательную политику модернизации. Каналы привлечения инвестиций большей частью схожи: это или заемный способ (банковские кредиты и пр.), или инвестиции в собственный капитал (реинвестирование прибыли, увеличение уставного фонда), или привлечение внешних инвестиций (допэмиссии акций, выпуск облигаций и т.п.). Горловский «Стирол» характеризуется богатым опытом разработки проектов модернизации производства, под которые привлекались инвестиции. «Днепроазот», одно из старейших предприятий химпрома, планирует построить ветку аммиакопровода и возобновить еще одну установку производства карбамида. Но наиболее динамично развивающимся среди частных предприятий химпрома является черкасский «Азот». Основным ресурсом здесь стали инвестиции в собственный капитал путем увеличения уставного фонда, хотя использовались и способы заема.
    Дополнительная эмиссия акций, позволившая привлечь 205 млн. грн., была утверждена собранием акционеров в апреле 2004 года. При этом важно отметить, что допэмиссия была запланирована еще в 2003 г. (очень трудном для черкасского «Азота») и в течение почти года шло планирование и подготовка к освоению инвестиций. Сегодня инвестиции полностью получены и освоены: осуществлена реконструкция производства аммиака, выполнены мероприятия по экономии ресурсов, повышению качества продукции и безопасности труда, построены установка по производству жидкой углекислоты, склады, реконструированы и отремонтированы производственные здания, увеличены мощности производства кристаллического капролактама.

    В декабре минувшего года собрание акционеров приняло решение о привлечении еще 215 млн. грн. путем допэмиссии для модернизации и развития производства. Кроме того, для привлечения средств черкасский «Азот» вышел на рынок облигаций, максимально используя, таким образом, существующие фондовые инструменты. Направленность черкасского «Азота» в будущее можно проследить и по активной маркетинговой политике на внутреннем рынке. Это единственное предприятие – производитель минудобрений, проводящее активную рекламно-маркетинговую политику в масштабах страны. Черкасская селитра на сегодня является единственным брендом в своей товарной категории, что стало возможным благодаря применению менеджментом предприятия современных средств продвижения товара на рынке. Рекламные средства для продвижения своих удобрений использовал также и горловский концерн «Стирол», но до масштабов национальной кампании «Азота» ему еще далеко.

    Эффективность управления черкасским «Азотом» ощутили на себе и сотрудники предприятия – по результатам 2004 года средний доход 1 работника составил 990 гривен против 810 гривен в 2003 году. Если учесть, что на предприятии работает свыше 5 тыс. человек, общий фонд заработной платы по сравнению с прошлым годом увеличился более чем на 10 млн. грн. При этом прибыль предприятия в 2004 г. тоже возросла почти на 5,5 млн. грн. Трудным для «Азота» оказался 2003 год, когда внутренний рынок пострадал от экспансии российской аммиачной селитры. Предприятие вынуждено было идти на значительное снижение цен, что в итоге привело к снижению итоговой прибыли, но позволило сохранить свою долю рынка.

    На финансирование природоохранных мероприятий, в основном, направленных на повышение эффективности газоочистных установок и уменьшение вредных выбросов в атмосферу, ликвидацию источников загрязнения почвы и грунтовых вод, в 2004 году израсходовано 1 миллион 249 тысяч гривень. Значительные средства предприятие направило на развитие социальной инфраструктуры и поддержание программ социальной защиты: на «Азоте» существует медицинский центр, санаторий-профилакторий, сектор по работе с детьми.

    По итогам последних лет черкасскому «Азоту» удалось закрепить за собой звание лидера среди аналогичных предприятий СНГ. По данным Минэкономики, в 2004 году доля предприятия в совокупном производстве Украины составила 19,5% по производству аммиачной селитры, 22,1% по производству карбамида и 17,2% по производству жидкого аммиака.

    Таким образом, нынешнее состояние предприятий химической промышленности в основной массе оставляет желать лучшего. Но при этом на рынке выделился инновационный лидер – черкасский «Азот», успешные программы развития которого могли бы стать примером для более консервативных в этом плане предприятий отрасли. Вместе с тем, повсеместного оживления в сфере реформирования химпрома стоит ожидать уже сейчас, в связи с завершением основных приватизационных процессов и консолидацией активов предприятий. Новый этап развития, в который вступит химическая промышленность, будет характеризироваться долгосрочным стратегическим планированием и инновационной направленностью в развитии и модернизации предприятий. «Длинные» деньги получат преимущество над «короткими».

    Информирует proUA. e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.