Существуют вещи, которые в нашем сознании неминуемо ассоциируются с той или иной страной-производителем. Если говорить, скажем, о часах, то они, по определению, должны быть швейцарскими. Парфюм, - разумеется, французским. Когда же речь заходит о мебели, на ум приходит Италия. Именно она в представлении большинства выступает законодательницей интерьерной моды. Именно к ней устремлены взоры тех, чья амбициозность не приемлет недосказанности и полумер в дизайне.
"Итальянское чудо"
Под таким названием в историю вошел феномен необычайного взлета популярности итальянской мебели. Произошло это сразу после Второй мировой войны, когда разрушенная Европа в полном смысле слова возрождалась из пепла. В то время как большинство стран по крохам собирали уцелевшие в кровопролитной мясорубке атрибуты мирной довоенной жизни, Италия одной из первых осознала необходимость обеспечить страждущего и истосковавшегося по эстетике и комфорту обывателя необходимыми ему предметами обстановки. Все силы были сосредоточены на восстановлении легкой промышленности страны. И результат не замедлил проявиться. В ошеломляюще короткие сроки Италия заработала имидж, известность и успех; она ворвалась в летопись европейского дизайна, и итальянская мебель буквально в одночасье стала самой модной в мире.
Впрочем, технология этого так называемого "чуда" достаточно хорошо изучена и вполне объяснима. В основе ее - высокое качество производства и имена самых известных и экстравагантных художников. Итогом стало событие, произошедшее уже в первое послевоенное десятилетие, важность которого осознали значительно позже.
В 1951 году во Флоренции было провозглашено официальное рождение Итальянской Индустрии Моды. А еще через десять лет в Милане состоялся Первый международный мебельный салон, на котором авторитет итальянских производителей уже вряд ли мог у кого-то вызвать сомнение. С 1960-х годов мебельная индустрия Апеннинского полуострова развивается по оригинальному и, безусловно, новаторскому пути. Это касается как проблем поиска материалов, так и решений конструкторских задач. На арену выходят целые модные дома, школы и направления, а также имена отдельных дизайнеров, которые рекламируются независимо от принадлежности к той или иной фирме.
Однако причины сегодняшней столь высокой оценки бренда "мебель Италии" имеют и вполне объективные исторические корни. Подобный успех не мог быть случайным. В Италии отношение к мебели как к предмету высокого искусства культивировалось веками. Основа же его, без сомнения, была заложена в эпоху Возрождения, когда страна оказалась в авангарде бурного процесса переосмысления прежних эстетических идеалов и создания новых форм во всех областях ремесленничества и искусства.
Из глубины веков
Неслучайно Ренессанс на Апеннинском полуострове стал заявлять о себе уже в начале XIV века, то есть многим раньше, чем в ближайших европейских соседей. Прогресс в стране шел стремительными темпами, особенно преуспевали в борьбе за собственную экономическую независимость итальянские торговые города. Буквально в следующие столетия было положено начало возникновению капиталистических отношений.
А распространение мануфактур ознаменовало собой появление нового класса - буржуазии. Кроме того, на этот период пришлись и Великие географические открытия, существенно расширившие представления о мире. Все вместе способствовало рождению нового художественного вкуса и переосмыслению эстетических идеалов античного наследия. В Италии начинается невиданный доселе подъем во многих сферах жизни, достигают своего наивысшего расцвета архитектура, живопись и декоративно-прикладное искусство.
Италия выделяется среди лидирующих европейских производителей мебели. Именно ей по праву принадлежит целый ряд как технических, так и сугубо художественных новаций в мебельном деле. В XIV веке в мире получили распространение знаменитые итальянские кассоне, массивные, с тяжелым цоколем и карнизами, как правило украшенные резьбой, инкрустацией, а также росписями величайших художников итальянского Возрождения. В Италии появился и особый вид мебели - касса-панка (или сундук-скамья). Ренессансная мебель характеризуется необыкновенной точностью формы, четким построением и частым использованием в оформлении архитектурных элементов. Корпусная мебель напоминает целые архитектурные сооружения, этакие палаццо в миниатюре, с колонками, пилястрами, множеством карнизов и фронтонов.
Примерно в то же время достигает определенных высот и столярное ремесло: итальянцы изобретают станок для изготовления тонких листов древесины - фанеры, что во многом определило судьбу местного мебельного производства. С освоением способа получения пиленых досок становится возможным производство более легкой мебели. Впоследствии выработанные в этот период новые приемы рамочно-филеночной вязки лягут в основу многочисленных мебельных форм. Эстетику диктовал и материал - древесина. Она способствовала сдержанной цветовой гамме ренессансной мебели. Предметы обстановки немногочисленны и представляют собой функциональные и в не меньшей степени декоративные образцы прикладного искусства. Значительная роль по-прежнему остается за сундуком-кассоне. Новыми типами мебели выступают секретер и посудный шкаф. Причем последний - приземистый, как правило, двух- или четырехдверный, представляет собой своего рода переходную форму от сундука к современному шкафу.
Кровать остается высокой, с ярко выраженным изголовьем, с обязательным балдахином либо задергивающимися шторками. Стол - прямоугольной формы, с толстой столешницей и массивными устоями, либо - одноопорный, со столешницами круглой, шести- или восьмиугольной формы. Общая стилистика - брутальная, подчеркнуто массивная, уходящая традицией в римскую античную обстановку. К периоду Возрождения стоит отнести и знаменитую конструкцию того времени - стул Строцци, состоящий из доски, служащей сиденьем, высокой дощатой спинки и трех наклонных ножек. Еще один тип мебели того времени - обычный стул на четырех ножках, послуживший прототипом кресла с сиденьем и спинкой, обитыми кожей. Появление такого кресла можно считать началом производства мягкой мебели.
Разделяя, властвуй?
В зависимости от эпохи менялись и способы декорирования итальянской мебели. Если для начала периода Возрождения были характерны яркая роспись и позолота, то со временем на первый план вышли в первую очередь орнаментальное оформление и техника инкрустации. Уже в XVI веке господствует резьба по дереву, рельеф и сочная фактура которой предвещали наступление эпохи барокко.
Помимо прочего, предметы обстановки различались и по областям. Мебельное искусство в стране имело ярко выраженные местные особенности. Специалисты выделяют четыре основных центра производства мебели в средневековой Италии.
Так, на рубеже V-XVI веков наиболее развитой в художественном отношении считалась мебель Тосканы (Флоренция), оказавшая сильное влияние на мебельное искусство всей Италии. Именно здесь, в Тоскане, проявились первые признаки раннего ренессанса. Декорировалась мебель росписью и позолотой, однако уже в скором времени стала применяться и каменная мозаика. Наиболее оригинальными и разнообразными считались мебельные формы, произведенные в Венеции и прилегающих к ней северных итальянских областях.
Они складывались под воздействием особенностей архитектуры города на воде; кроме того, сильное влияние оказали и развитые торговые связи со странами Востока. Именно благодаря этим формам венецианская мебель приобрела ни с чем не сравнимое декоративное великолепие. Крупным центром мебельного производства была и Болонья. Она стала местом возникновения направления мебельного искусства с характерными выдержанными пропорциями, динамичными формами и эффектными профилями, черты которого наиболее явно проявились уже в XVII веке. А в мебельных мастерских Ломбардии изготавливались инкрустированные костяными пластинками предметы обстановки, в которых просматривалось довольно сильное влияние венецианских образцов.
Даже на первый взгляд ситуация во многом напоминает современную. Сегодня, имея представление о тенденциях моды и фирменном стиле того или иного производителя, не составит труда отличить школы и направления итальянской мебели, определить принадлежность предмета обстановки к той или иной линии, фабрике, коллекции и т. д.
От количества к качеству
Тот факт, что итальянские мебельные фабрики - первые и лучшие в мире, давно не требует подтверждения. Еще и по той причине, что такого количества фабрик нет ни в одной другой стране. Что удивительно, так это способность итальянских производителей успевать и лидировать во всех областях и, что не менее важно, стилях мебельного производства. Ведь Италия по сути не позиционирует себя в качестве законодательницы какого бы то ни было определенного направления. Нет в мебельном или ином декоративно-прикладном искусстве такого понятия, как "итальянский стиль" (аналогичного понятию "русский стиль"). Италия выступает своего рода провозвестником общего Большого Стиля, создателем продукции самого высокого уровня, который мы сегодня и именуем итальянским дизайном.
Действительно, ряды приверженцев итальянской мебели отнюдь не ограничиваются рамками того или иного направления. По статистике, салоны реализуют примерно в равном соотношении мебель как классического стиля, так и предметы обстановки, выполненные в сугубо современной эстетике. Некоторый перевес в ту или иную сторону, правда, наблюдается по регионам и областям. Скажем, для Петербурга наиболее приемлемым остается стилистика минимализма, с его лаконичностью и чистотой линий, строгостью и некоторым аскетизмом. В итальянском проявлении минимализм выражается в отсутствии излишней декоративности, акценте на высокое качество материала и утонченный дизайн. Именно минимализм позволяет создать в интерьере атмосферу столь характерной для сегодняшнего дня свободы и незагроможденности пространства, которую итальянцы столь успешно реализуют в своих мебельных коллекциях.
Впрочем, классическая мебель и предметы интерьера в более традиционном исполнении также хорошо востребованы на рынке. Здесь итальянцы снова впереди. Иначе и быть не могло, богатейшая художественная история Апеннинского полуострова от античной древности, эпохи Возрождения до стремительного взлета дизайна в наши дни позволяет итальянским проектировщикам и дизайнерам выпускать настоящие произведения искусства. Поистине, нет такого стиля, в котором бы не преуспели итальянские мебельщики.
К чести отечественного потребителя стоит заметить, что за последнее десятилетие он стал куда более разборчивым. Обилие и буквальное засилье "итальянской" мебели уже не вводит в заблуждение искушенного ценителя, и всемогущий лейбл "Made in Italy" не принимается на веру безоговорочно. Основными критериями при выборе мебели становятся современный дизайн, качество исполнения и материалов, модная расцветка и, разумеется, адекватный ценовой диапазон. Неслучайно по целому ряду признаков итальянская мебель продолжает оставаться наиболее качественной и, соответственно, дорогой. Впрочем, это не наносит ущерба ее востребованности, поскольку она представлена в достаточно широкой ценовой и "именной" гамме.
Как бы хороша ни была итальянская мебель, ей приходится постоянно выдерживать жесточайшую конкуренцию с буквально наступающими на пятки производителями немецких кухонь или французских спальных гарнитуров. Однако на сегодняшний день королева дизайна по-прежнему соответствует своему высокому титулу. А значит - постоянно совершенствуется и остается первой и в качестве исполнения, и в изысканности сочетаний материалов и фактур, и в цветовом и композиционном решении, и в интуитивном выборе актуальных тенденций. Словом - в дизайнерском искусстве.
zagorod.spb.ru