Заготовки производства СНГ на прошлой неделе котировались на прежнем уровне 360-370 долларов за тонну FOB, стоимость слябов находилась в пределах 460-480 долларов за тонну FOB.
Правительство Вьетнама, ранее обещавшее местным прокатным заводам, что отменит 5%-ную пошлину на заготовки в случае их подорожания, сообщило об отказе от этих намерений. Как указывается в заявлении вьетнамского Министерства финансов, причина этого заключается в необходимости защиты интересов местных металлургов и стимулирования национального производства стали. Тем не менее, в обозримом будущем Вьетнам будет примерно на 80% зависеть от импорта заготовок (2,3 млн. тонн в 2004 году), а трейдеры, вероятно, будут искать замену более дорогой китайской продукции, стоимость которой возросла в апреле до 420-425 долларов за тонну C&F по сравнению с 410 долларами за тонну C&F в марте.
Китайский Госсовет тем временем утвердил 20 апреля новую государственную политику развития металлургической отрасли страны. Правда, правильнее было бы назвать ее политикой торможения развития, поскольку в качестве первоочередных задач провозглашаются сокращение притока инвестиций в металлургию, ограничения объемов производства и экспорта стали. По мнению китайских властей, слишком быстрое развитие сталелитейной отрасли невыгодно стране, так как металлургические предприятия требуют закупок больших объемов импортного сырья и загрязняют окружающую среду. В качестве ограничительной меры предполагается снизить возмещение НДС экспортерам стальной продукции от 13% (из 17%-ного налога) до 11%.
Вместе с тем правительство Китая пока не высказало никакого мнения в отношении уже реализующихся в отрасли проектов. При том что для их завершения необходимо затратить около 300 млрд. юаней (36,2 млрд. долларов), а совокупный объем производственных мощностей строящихся предприятий достигает 100 млн. тонн в год.
Цены на сталь на китайском рынке ощутимо пошли вниз во второй половине апреля. Арматура HRB 335 диаметром 16-25 мм предлагается заводами, расположенными в восточной части страны, по 3300-3550 юаней за тонну (398,6-428,8 долларов) ex-works, что, примерно, на 100 юаней за тонну меньше, чем неделю назад. Листовая продукция также подешевела примерно на 100-150 юаней за тонну: горячекатаные рулоны Q235 опустились у некоторых производителей ниже 5000 юаней за тонну (604) ex-works, а холоднокатаные — ниже 7000 юаней за тонну (845,4 долларов). Многие трейдеры опасаются падения цен на азиатском рынке листовой стали, хотя массовые категории там и так подешевели из-за низкого спроса. Экспортеры из стран СНГ вынуждены продавать горячекатаные рулоны по 510-550 долларов за тонну FOB, но, возможно, это еще не конец отступления.
Многие американские и европейские эксперты весьма пессимистично оценивают перспективы мирового рынка стали на текущий год. Согласно прогнозам, стоимость листовой продукции в западных странах до конца года подешевеет из-за низкого спроса не менее чем на 20%, так что горячекатаные рулоны в декабре будут стоить не более 450 долларов за тонну. Признаки слабости проявились даже на европейском рынке толстолистовой стали, где в апреле цены таки выросли примерно на 20 евро за тонну и достигли 650-680 евро за тонну ex-works.
Правда, германская корпорация Thyssen Krupp считает, что цены на сталь должны в этом году находиться как минимум на нынешнем уровне, чтобы компенсировать рост затрат на сырье — прежде всего на железную руду и коксующийся уголь. Как считает гендиректор Thyssen Krupp Эккехард Шульц, не взирая на низкий спрос производители не станут понижать цены, так как это будет для них равнозначно резкому понижению прибыли.
Соображения руководителя Thyssen Krupp базируются на сохранении высоких цен на сырье, однако в этом отношении ситуация может измениться, причем в лучшую для потребителей сторону. По крайней мере китайские специалисты считают, что цены на железную руду уже достигли пика и вскоре пойдут на понижение.
Естественно, китайские покупатели сами прилагают активные усилия по уменьшению стоимости импортного сырья. С 1 мая при закупках железной руды будет введена лицензионная система, причем, вероятно, сопряженная с введением потолков цен. Подобными мерами китайские власти стремятся пресечь спекуляцию и ограничить объемы импорта руды.
Кроме того, 22 апреля делегация в составе представителей 12 крупных металлургических компаний КНР начнет переговоры с индийскими поставщиками железной руды с целью заключения нового соглашения, которое должно улучшить условия для потребителей. По мнению экспертов, у китайских металлургов есть немалые шансы на успех, поскольку Китай в настоящее время выступает практически единственным покупателем индийской руды на спотовом рынке. При этом, если китайцы действительно сократят импорт, ажиотаж на рынке сойдет на нет. В принципе ситуация уже нормализуется: ведущие российские и украинские железорудные ГОКи отказались от повышения цен во втором квартале. По мнению экспертов "Уральской стали", вероятность подорожания сырья в июле весьма невысока.
Введение ограничений для китайских экспортеров заготовок привело к некоторому снижению спроса на металлолом со стороны этих компаний и вызвало небольшой спад на всем региональном рынке. По словам трейдеров, лом подешевел, примерно, на 5 долларов за тонну по сравнению с первой половиной апреля. Так, стоимость материала HMS № 1 западного происхождения и практически идентичного ему российского 3А находилась в начале второй половины апреля на уровне около 250-270 долларов за тонну C&F. В Японии ажиотаж, характерный для этого рынка в марте и начале апреля, тоже улегся. Компания Tokyo Steel Manufacturing за последние две недели трижды понижала закупочные цены на лом, сбавив их на 1500 иен за тонну. Экспортная цена материала Н2 уменьшилась от около 235 долларов до 225 долларов за тонну FAS.
В Европе тем временем ситуация достаточно стабильна. Европейским и турецким прокатным заводам в основном удалось уберечь цены на длинномерную стальную продукцию от понижения, что способствует стабилизации на рынке металлолома. В начале второй половины апреля российский и украинский лом 3А, как и ранее, продавался в Турцию из расчета 220-235 долларов за тонну C&F. Судя по всему, в ближайшее время это равновесие сохранится.
Инф. УкрРудПром
e-news.com.ua