Когда “Уральская сталь” консолидировала 60% железорудных мощностей России, у сталелитейных компаний страны впервые за всю историю возникла проблема сырьевой безопасности. Теперь новый холдинг диктует свои условия внутреннему рынку, и российские производители стали разделили судьбу своих западных коллег, которые уже давно вынуждены играть именно по таким правилам.
Предприниматели Алишер Усманов и Василий Анисимов, создатели “Уральской стали” — самой “молодой” группы на российском рынке — в полной мере продемонстрировали свою способность играть по любым правилам, или вообще без правил, как это требовалось во времена дикого капитализма 90-х. Поэтому неудивительно, что именно им удалось монополизировать рынок железной руды, и, тем самым, радикально изменить расстановку сил в российском горно-металлургическом комплексе. До недавнего времени российские производители стали функционировали, фактически, в тепличных условиях, в отличие от мировой сталелитейной промышленности, которой крайне трудно отстаивать свои позиции в ценовых переговорах со значительно более консолидированными заказчиками и поставщиками сырья. Исторически, представители не зависящих от металлургических комбинатов российских ГОКов обивали пороги у потенциальных заказчиков своей продукции, а сталелитейные компании выбирали, кому из них отдать предпочтение, и — на каких условиях.
Однако за прошлый год ситуация радикально изменилась. Во-первых, острый дефицит сталелитейного сырья обусловил взвинчивание цен, а, во-вторых, два крупнейших ГОКа страны неожиданно оказались в руках одного владельца. Алишер Усманов, который уже несколько лет контролирует крупнейший ГОК страны — Лебединский — “совершил невозможное”: он выкупил второго по величине производителя руды, Михайловский ГОК, у Бориса Иванишвили, хотя до сих пор тот категорически отказывался продавать этот актив. Более того, хотя эта сделка привела к монополизации рынка, ФАС утвердила ее настолько быстро, что металлурги просто не успели опомниться и как-то воспрепятствовать возникновению ситуации, в которой они вынуждены играть по установленным Усмановым правилам. Разумеется, попытки воспрепятствовать сделке по Михайловскому ГОКу были предприняты, но они закончились “ничем”: ни у конкурентов Усманова, ни у покупателей руды просто не оказалось времени на разработку достойного плана действий.
Понятно, что цены на российском рынке железорудного сырья сразу зашли на очередной виток, и теперь ГОКи Усманова отгружают руду российским покупателям по 110 долларов за тонну: на все жалобы по этому поводу Усманов отвечает, что именно столько им обходилась бы — с учетом доставки — руда из Бразилии, а “бизнес есть бизнес”.
Хуже всего в этой ситуации приходится Магнитке. Многолетняя борьба за власть на этом комбинате, завершившаяся только в декабре прошлого года, отнимала все внимание его менеджеров, а конкуренты тем временем скупили все более или менее значимые железорудные активы. В итоге, предприятие вынуждено уменьшать загрузку мощностей, поскольку это принесет меньше убытков, чем закупки сырья по запредельным ценам. Похожие проблемы возникли у НЛМК и “Евразхолдинга”, хотя и не в таких масштабах.
Тем не менее, сейчас ситуация стабилизировалась. Металлурги обратились за защитой к правительству и начали лоббировать ввод ограничений на экспорт руды. Вероятно, чтобы избежать возможных пошлин на экспорт, Усманов обещал во втором квартале сохранить существующий уровень цен. Тем не менее, эта уступка явно имеет временный характер — Алишер Усманов не скрывает, что у него далеко идущие планы относительно создания на территории СНГ горнорудной империи, которая будет, в конечном итоге, диктовать свои условия всему миру. Учитывая, что именно Усманов в свое время занимался консолидацией активов “Газпрома”, можно не сомневаться, что его предпринимательского таланта хватит для воплощения этой идеи в жизнь.
Свои планы на будущее Алишер Усманов охотно изложил в своем интервью журналу "Эксперт": “Знаете, в чем заключается парадокс России? — Никто не обратил внимания, что по запасам железных руд Россия находится на первом месте в мире, как, например, по газу. Но, если у нас есть флагман газовой индустрии — “Газпром” — то почему такой же флагман нельзя построить в железорудном сегменте? Ведь пока что наши горнорудные компании — дети по сравнению с лидерами рынка CVRD, Rio Tinto, BHP Billiton… У меня, есть идея объединить некоторые железорудные компании СНГ — Соколовско-Сарбайский ГОК в Казахстане, Лебединский и Михайловский ГОКи в России, некоторые украинские рудные компании, и организовать, скажем, Единую горно-металлургическую компанию, которая будет диктовать цены на железорудное сырье всему миру. И я готов посвятить этому делу свою жизнь”. Существенно и то, что судя по всему российское правительство не имеет возражений против этой программы — в конце концов и кредит, предоставленный Усманову для покупки Михайловского ГОКа, был обеспечен Внешторгбанком, и ФАС утвердила эту сделку без традиционной волокиты… Это и понятно — объединение железорудных компаний СНГ под флагом российской корпорации соответствует национальным интересам, причем правительство России не скрывает своего стремления усилить контроль над сырьевыми отраслями.
Эту программу Усманов уже начал воплощать в жизнь: “Уральская сталь” проводит переговоры о приобретении Соколовско-Сарбайского ГПО (ССГПО). Правда, такую же попытку предприняли менеджеры Магнитки, но, учитывая практически безвыходную ситуацию этого комбината, собственники казахстанского производителя руды предложили им объединение на паритетных началах. Разумеется, такой вариант не мог устроить владельцев ММК, хотя аналитики и утверждают, что необеспеченность сырьем уже превратила комбинат в доступный для поглощения объект. С другой стороны, Усманова время не поджимает, а денег у его группы достаточно, и переговоры с казахами вполне могут увенчаться успехом. По словам Василия Анисимова, “пока не ясно, будет ли это покупка акций или объединение активов. Если бы владельцы ССГПО согласились его продать, то нам было бы предпочтительнее купить акции”. Судя по тому, что президент ССГПО лично приезжал в Москву для участия в переговорах, они принимают благоприятный для Усманова оборот.
В отношении украинских активов ситуация пока неясна. Когда Усманов обнародовал свою глобальную программу создания нового горнорудного гиганта, Президент Ющенко включил его в состав делегации российских бизнесменов, приглашенных в Киев для переговоров о возможных инвестициях в украинскую промышленность. Правда, Алишер Усманов якобы оказался слишком занят, чтобы принять участие в этом политическом мероприятии, но это не означает, что бизнесмен пересмотрел свое отношение к украинским ГОКам. Скорее всего, он предпочел выждать, пока не прояснится ситуация с приватизацией “Укррудпрома”.
Тем не менее бизнесменам необходимо сделать правильный выбор относительно того, с кем именно проводить переговоры. С одной стороны, в Украине есть группы, заинтересованные в развитии партнерских отношений с Россией, с другой — договариваться с легитимной властью гораздо безопаснее, чем с украинскими олигархами. По какому пути пойдет Алишер Усманов, пока неясно. Аналитики полагают, что сейчас Ринат Ахметов быстро переводит некоторые горнорудные объекты (включая “Кривбассвзрывпром”) из SCM в кипрские офшоры именно в порядке их предпродажной подготовки для Усманова. Вместе с тем договариваться именно с правительством Украины явно выгоднее, даже если потребуется платить за активы по завышенной цене — во всяком случае, это значительно уменьшит шансы на последующее аннулирование достигнутых договоренностей.
Инф. УкрРудПром
e-news.com.ua
|
Новости рубрики:
Экономика поднимется, когда будут работать все 6 млн селян — мнение
Преимущества загородной жизни перед городской Правда ли, что мужчины не любят умных женщин? Сепаратисты обвинили ФСБ во взрывах в Москве Майкла Джексона замуруют в бетон Спамеры зарабатывают на смерти Майкла Джексона! Угорсько-словацьке протистояння Чи відмовиться Чехія від систем ПРО? |