• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
  • Фотогалереи
  • Реклама
  • Контакты
  • RSS feed
  • Издается с 5 октября 2004 г.
  • АМКУ в курятнике
    Опубликовано: 2005-11-09 11:44:00
    Под конец года Антимонопольный комитет решил обратить внимание на рынок куриного мяса в Украине. Костусев может серьезно попортить нервы крупным птицефабрикам.
    2 ноября АМКУ заявил, что выявил признаки коллективной монополии на отечественном рынке охлажденного мяса птицы. Среди монополистов были названы АОЗТ «Мироновский хлебопродукт» (ТМ «Наша Ряба»), днепропетровская ЗАО «Ориль-Лидер» и ЗАО «Комплекс «Агромарс» (ТМ «Гаврилівські курчата»). Доля этих фирм, по утверждению АМКУ, на рынке превышает 50%. Отметим, что ЗАО «Ориль-Лидер» и АОЗТ «Мироновский хлебопродукт» являются предприятиями одной группы. Так что претензии Антимонопольного комитета касались по сути лишь двух игроков на рынке.
    Алексей Костусев заявил, что данным компаниям необходимо обосновать наличие между ними значительной конкуренции и передать соответствующие документы. Если АМКУ придется определяться без наличия документов, то против этих компаний будет для начала возбуждено дело за неподачу информации в установленный срок. Теоретически в дальнейшем при эскалации конфликта промышленникам могут грозить серьезные штрафы до тех пор, пока монополия не будет устранена.
    Представители компаний отреагировали незамедлительно. Ассоциация «Союз птицеводов Украины» заявила, что считает выводы АМКУ о монопольном положении крупных птицеводческих предприятий на рынке необъективными. Основной упор промышленники делают на то, что Антимонопольный комитет неграмотно подсчитал баланс рынка, выделив из него группу «охлажденное мясо». По мнению ассоциации, охлажденное и замороженное мясо - это один и тот же вид продукции. Кроме того, по мнению промышленников, необходимо считать весь баланс мяса птицы на рынке – произведенного в частных хозяйствах, промышленных предприятиях и импортированного. По данным Ассоциации в домашних хозяйствах производится около 200 тыс. тонн, промышленными предприятиями около 300 тыс. тонн и еще столько же импортируется. Кроме того, было заявлено, что на самом деле между ТМ «Наша Ряба» и ТМ «Гаврилівські курчата» существует жесткая конкуренция.
    Антимонопольный комитет отреагировал почти мгновенно. Производителям еще раз было указано, что им необходимо аргументировать конкуренцию именно на рынке охлажденного мяса, которое является отдельной товарной группой. Кроме того, справедливо было замечено, импортное мороженое мясо не может учитываться при расчетах, так как 93% его попадает на переработку на заводы. Причем произведенное в частных хозяйствах мясо птицы, по мнению АМКУ, также принадлежит к другой товарной группе и его объем не может использоваться при общих расчетах. От себя добавим, что количество данной курятины вообще сложно подсчитать и оценки ее количества могут быть только приблизительные. Кроме того, мясо птицы, выращенной в частных хозяйствах, не обязательно попадает на рынок, основная его масса выращивается для личного потребления, чего не могут не знать производители.
    Активное начало работы АМКУ в данной отрасли вызывает двоякое чувство. С одной стороны, доводы Антимонопольного комитета относительно различия товарных групп и наличия конкуренции на рынке вполне обоснованы. С другой, возникает вопрос, почему монопольное положение двух самых мощных игроков на рынке АМКУ начал расследовать только сейчас.
    Действительно, для птицеводов времени хуже не придумаешь. В стране в связи с боязнью заразиться птичьим гриппом, падает потребление курятины. Полный мораторий на ввоз куриного мяса из-за рубежа, принятый ВРУ, так пока и не был подписан Президентом. Позиция нынешнего правительства относительно государственного регулирования цен на данную продукцию также пока не ясна. Цены на энергоносители могут серьезно вырасти, что повлечет за собой увеличение стоимости дешевеющей на рынке продукции. Ну и вдобавок ко всем этим прелестям бизнес-жизни, АМКУ неожиданно находит монополию, причем используя для этого изменение структуры анализа.
    Так что птицеводов также понять можно. Естественно, реакция Ассоциации и приводимые ею аргументы не выдерживают критики. Промышленники изначально избрали заранее проигрышную позицию. Что ни говори, но в лоб заявлять АМКУ о том, что расчеты структуры «неграмотны», по крайней мере, неосторожно. Значительно проще действительно предоставить документы о конкуренции между ТМ, например, в торговых сетях и пр. Однако видимо, либо птицеводы не могут предоставить документацию, о которой было ими заявлено, либо считают, что их аргументы не достаточно сильны.
    В подобных условиях апелляция к «неправильным подсчетам» выглядит логичной. Очевидно, что промышленники хотят затянуть время на дискуссии о том, какое мясо является взаимозаменяемым, а какое нет. Долгие споры вокруг этой темы могут сыграть на руку производителям. Ведь к тому времени, как вопрос окончательно решится, как говорил Хаджа Насреддин «либо эмир умрет, либо ишак сдохнет». То есть либо ситуация на рынке изменится, либо Алексей Костусев после выборов не будет главой АМКУ.
    В Антимонопольном комитете, вероятно, просчитывают и подобный расклад. Так что АМКУ будет всеми силами и возможностями стараться оперативно разрешить этот вопрос. А для минимизации подобных рисков птицеводы, вероятно, будут параллельно обращаться за помощью к своему парламентскому лобби. А оно у них имеется. Так, ЗАО «Комплекс «Агромарс» традиционно курирует нардеп Евгений Сигал, который нынче пребывает в группе «Народного блока Владимира Литвина». У «Нашей рябы» тоже всегда были неплохие взаимоотношения со многими представителями депутатского корпуса и КМУ. Поэтому в ближайшее время, очевидно, необходимо ожидать увеличения лоббистской активности, появления всевозможных запросов и прочее. Очевидно, что в борьбе с АМКУ противники его решения будут активно напирать на политическую подоплеку этого дела.
    Так что в ближайшем времени страну может ожидать весьма серьезный скандал. Причем количество его участников вряд ли ограничится АМКУ с одной стороны и промышленниками и их лобби с другой. Ведь накануне предвыборной компании любая резонансная тема будет моментально подхвачена всеми участниками избирательной гонки.
    proUA
    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    E-NEWS.COM.UA

    Электронная почта проекта: info@e-news.com.ua
    Тел.: +380-50-441-7388
    © E-NEWS.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. За содержание рекламы ответственность несет рекламодатель. Права на информацию принадлежат www.e-news.com.ua.