Опасный симптом: за январь-август задолженность по выплате текущей заработной платы составила 326,5 миллионов гривен. За аналогичный период прошлого года эта цифра равнялась 261 миллионов гривен. При этом основными должниками перед собственными сотрудниками являются экономически активные предприятия.
Одной из приоритетных задач нынешнего правительства становится детененизация экономики и легализация заработной платы, как одной из составляющих процесса реформирования страны. По глубокому убеждению Юрия Еханурова, без таких мер в Украине невозможно существенно повысить уровень жизни населения, провести пенсионную, социальную реформы. Хотя за 9 месяцев 2005 года номинальная зарплата выросла на 35%, а реальная — на 118%, в целом по Украине она остается низкой.
“Введите налог на конвертацию!”
Согласно официальной статистике 36% граждан в качестве эквивалента месячной заработной платы получают не более 320 гривен, что ниже уровня прожиточного минимума (423 грн). И лишь у 10% работающих украинцев заработная плата соответствует установленному прожиточному минимуму. И еще интересная статистика: 16,2% проверенных предприятий не выполняют требования законодательства относительно выплаты минимальной зарплаты, 16% предприятий нарушают нормы отраслевых договоров. Так почему никто не несет за это наказания?
Согласно той же официальной статистике, зарплата на предприятиях государственной формы собственности выше, чем в частном секторе. Хотя эффективность труда на сопоставимых процессах имеет обратные пропорции.
Но какое же предприятие выплачивает всю зарплату “по-белому”? К сожалению, знаменитые зарплаты в конвертах не исчезли. Это явление в Украине настолько распространено, что некоторые эксперты предлагали... официально разрешить так называемую обналичку для зарплаты... установив... налог в размере 8-10 %, который и станет одним из источников наполнения Государственного Пенсионного фонда.
Столь экзотическое предложение, скорее всего, шанса на успех не имеет, нет сомнения, что рассудительный и склонный к взвешенным решениям Ехануров, найдет менее “стремное” решение борьбы с теневой экономикой. Уже сейчас можно предположить, что исходя из характера премьера, предложение будет приемлемым если не для всех, то уж точно для подавляющего большинства граждан.
Похоже, что некоторые варианты легализации зарплат уже найдены, однако (то ли из осторожности, то ли по иной причине), пока не озвучены.
Плюс губернаторский контроль
Вместо этого задействованы иные рычаги: административные. Премьер-министр возложил на глав обладминистраций контроль за своевременностью выплат заработной платы в регионах и потребовал, чтобы заработная плата в регионах не была ниже законодательно установленной минимальной.
Аналитики предполагают, что помимо рейтинга регионов, согласно показателям которого оцениваются результаты деятельности губернаторов, появится еще один показатель: соответствие официальных зарплат минимальной зарплате, прожиточному уровню и т.д.
Видимо, без примитивного наведения порядка в этой сфере сложно начинать серьезное реформирование оплаты труда и налогообложения. Тем более, что изменения в налоговое законодательство можно вносить не позже чем за полугодие до начала нового налогового года. К сожалению, прекрасные весенние деньки, пригодные для столь серьезных дел, давно истекли, теперь придется немного подождать, пока появится новая редакция Налогового кодекса, и пока за него проголосует парламент.
Тем не менее, незначительное вроде бы заявление Кабмина вызвало настоящую бурю в нестройных губернаторских рядах... И было отчего. Ведь согласно той же официальной статистике, в 2005 году в Украине возбуждено 1450 уголовных дел по факту невыплаты заработной платы. 1115 дел направлены в суды. Самое большое количество дел по факту невыплаты зарплаты – правильно, в Днепропетровской области. К слову сказать, настоящее время уже возмещено 600 миллионов гривен задолженности по заработной плате.
Причем, что интересно, в бюджетной сфере самый высокий показатель задолженности по зарплате наблюдается не на предприятиях культуры или здравоохранения, а у предприятий Минтопэнерго, Минпромполитики и Фонда государственного имущества.
Высокий уровень теневой экономики – это недополучение средств в государственный бюджет, заниженные пенсии, завышенные налоги на предприятия, которые вынуждены платить за себя и “за того парня...”. Справедливости ради, необходимо отметить, что новая власть уже в этом году попыталась улучшить, можно сказать, выровнять налоговое поле, сделать его более адекватным к жизненным реалиям. Отменен ряд льгот по НДС, налогу на прибыль, акцизному сбору, повышена стоимость лицензий на производство, импорт и оптовую торговлю табаком и спиртом.
Но все же, основные изменения, судя по озвученным заявлениям правительства, нас ожидают несколько позже. По словам премьер-министра, готовится серьезный пакет документов, которые будет предложен парламенту уже в начале 2006 года, чтобы задолго до начала 2007 года предприниматели и работодатели знали, какие будут ставки налогов.
Платите сами, если хотите!
Обнародована информация о планах нынешнего Кабмина. “Вначале сократим социальные отчисления из Фонда оплаты труда на 3%, – поделился планами министр труда Иван Сахань. – Затем, на протяжении трех-четырех месяцев получим адекватную реакцию по легализации зарплат со стороны бизнеса. Потом опять уменьшим нагрузку на фонд оплаты труда”. Как видим, рубить с плеча никто не собирается. Для покрытия дефицита Пенсионного фонда предполагается создать стабилизационный фонд, исключено, что для его формирования будут использованы средства, полученные от международных финансовых институтов. Отечественные предприниматели и работодатели в один голос утверждают, что при налоговой нагрузке на фонд оплаты труда в размере 63, 47 %, зарплату из тени вывести невозможно.
Похоже, Кабмин совместно с Советом предпринимателей активно создает стройную модель реформирования и либерализации налоговой системы, что станет условием вывода экономики из тени, повышения пенсий и социальных выплат и в конечном итоге, уровня жизни населения.
Похоже, Кабмин совместно с Советом предпринимателей активно создает стройную модель реформирования и либерализации налоговой системы, что станет условием вывода экономики из тени, повышения пенсий и социальных выплат и в конечном итоге, уровня жизни населения.
Кроме упомянутой выше экзотической идеи “налога на обналичивание”, есть компромиссные предложения: например, увеличение ставок налога на предприятие, которое выплачивает маленькую зарплату, или, более серьезные реформы: перенесение налогового бремени с предприятия на наемного работника. Есть информация, что нынешний Кабинет Министров активно изучает опыт Польши и других стран, где налоговые нагрузки как раз и перенесены с работодателей на наемных работников.
Так или иначе, в ближайшие несколько лет правительству предстоит поднять минимальную зарплату до уровня, существующего в европейских странах, одновременно уменьшив налоговое давление, и наполнить пенсионный и другие социальные фонды. Задача сложная, но альтернативы уже не существует, как и времени на раскачку.
Марина ЩЕРБАКОВА, для DailyUA
e-news.com.ua