Одной из топ-новостей на отечественном политическом небосклоне стала активизация деятельности нового руководства МВД и старого "нового" руководства Генпрокуратуры в инициировании уголовных дел и расследовании преступлений бывших руководителей.
Значительное количество чиновников вызваны в силовые структуры на допросы для дачи объяснений. Настоящим "бумом", конечно, стал арест руководителя Донецкого облсовета Бориса Колесникова, которому 11 апреля 2005 года следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры Украины предъявил в присутствии адвоката А. Федура обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 189 УК Украины - требование передачи чужого имущества или права на имущество служебным лицом с использованием своего служебного положения, с угрозой убийства, что нанесло имущественный ущерб в особо крупных размерах.
С одной стороны, для новой оппозиции в лице тех политических сил, которых традиционно сложно представить в роли оппозиционеров, пребывание Б. Колесникова за решеткой - неплохой повод для политической раскрутки своего нового оппозиционного имиджа, с другой - возможность своеобразного подкрепления тезисов о политических преследованиях со стороны "оранжевых". СДПУ (о) и Партия регионов Украины стараются также использовать "площадные" технологии в виде палаточных городков и т.п., хотя, по большому счету, сегодня это больше напоминает технологические забавы. В то же время представители донецкой бизнес-полителиты притаились, так как чувствуют, что новой властью им объявлена своеобразная война.
А новая власть старается всячески продемонстрировать, что случай с Б. Колесниковим является не просто "заказом донецких", местью, а тем паче объявлением "войны" этому политическому эшелону. Например, Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила в интервью "Зеркалу недели", что глава Донецкого облсовета Борис Колесников не должен был быть первым в списке арестованных: "Если это действительно было нарушения закона, то тогда в тюрьме должен быть далеко не один Колесников. И далеко не он должен быть первым".
Например, еще 10 апреля, когда ситуация с Колесниковым только приобрела огласку, речь шла о возможном допросе брата Р. Ахметова. Департамент связей с общественностью МВД распространил информацию о том, что "в последнее время в адрес МВД Украины звучат обвинения относительно проведения усиленных мероприятий по борьбе с преступностью якобы только "в конкретных регионах". Разумеется, под "конкретными регионами" подразумевалась "столица шахтерского края". Чтобы опровергнуть такое искаженное политическое трактование сложной ситуации, было обнародовано заявление о том, что в связи с расследованием конкретных дел Министерство внутренних дел и его территориальные управления в регионах приглашают появиться в течение 11-15 апреля с.г. в соответствующие подразделения милиции для дачи объяснений определенных известных лиц.
В "милицейском" перечне можно насчитать 13 персон, географическая принадлежность которых действительно соотносится со всей отечественной "розой ветров" - здесь и Восток, и Запад, и Центр, и Юг и, конечно ж, "киевляне". В частности, на допрос вызван И. Бакай, бывший руководитель Государственного управления делами Администрации Президента Украины (для дачи объяснений относительно перечисления средств на счет Фонда реконструкции и развития Международного молодежного центра "Артек"), О. Сало, генерал-майор милиции в отставке, бывший начальник УМВД Украины в Львовской области (для дачи объяснений относительно незаконного расходования государственных средств для строительства в Сколивском районе Львовской области дачи для бывшего министра внутренних дел Украины Н. Билоконя), И. Суркис, президент футбольного клуба "Динамо-Киев" (для дачи объяснений относительно перечисления средств в сумме 6 миллионов гривен на счет благотворительного фонда Леонида Кучмы "Украина"), В. Шайдеров, городской глава города Феодосии АРК (для дачи объяснений относительно принятия решения о передаче в пользование коммерческим структурам 9 гектаров земельных угодий, принадлежащих Феодосийской нефтебазе), М. Швеца, председателя Днепропетровского областного совета народных депутатов (для дачи объяснений по факту строительства и отчуждения туристического оздоровительного комплекса "Таврия" на Южном берегу Крыма) и другие известные лица.
Еще раньше один из заместителей министра внутренних дел Украины Геннадий Москаль, который в 90-х годах успешно боролся с организованной преступностью в АРК, а в последние годы президентства Л. Кучмы не менее успешно возглавлял Государственный комитет по делам национальностей и миграции, опроверг сообщение некоторых масс-медиа о том, будто МВД Украины нацеливает свою работу лишь на выявление взяточников- чиновников "из старой команды", а на вновь назначенных должностных лиц, нечистых на руку, не обращает никакого внимания.
Кстати, по данным, приведенным тем же Г. Москалем, вообще в течение года уже составлено 103 протокола о коррупции среди должностных лиц. В этом "черном списке" один глава областной государственной администрации, 12 заместителей глав облгосадминистраций, 52 главы районных госадминистраций и 38 их заместителей; также к уголовной ответственности привлекаются четыре заместителя глав областных госадминистраций, 21 - районных госадминистраций и 14 их заместителей.
Итак, такое массированное наступление на "старую" и "новую" коррупцию дает, с одной стороны, очередные основания вести речь о ряде сюжетов, связанных не только с коррупционно-политическими проявлениями, но и с коллизиями, следующими из сегодняшней политики правительства в сфере формирования антикоррупционных предохранителей, с другой - говорить о новой власти и нынешней квазиоппозиции.
Бандитам - тюрьмы, министрам - политику
Сегодня количество сообщений в СМИ о криминальных и околокриминальных случаях, содеянных чиновниками, расследование которых инициировано МВД и Генпрокуратурой, весьма значительно. Данные о таких ситуациях, особенно относительно резонансных дел, широко ретранслируются масс-медиа. Вместе с тем этот процесс открывает нам несколько аспектов, связанных с коррупцией, парламентскими выборами и "пакетом реформ", что может стать предохранителем коррупции в широком понимании этого понятия.
Представляя нового министра внутренних дел Юрия Луценко, еще 11 февраля 2005 года Президент Украины Виктор Ющенко довел до ведома присутствующих простые и понятные требования к работникам милиции: не воруй, не бери взятки, уважай людей. С одной стороны, сегодняшнее правительство в лице силового министра фактически старается реализовать народные ожидания и сделать реальностью надежды времен оранжевой революции на социальную справедливость и на то, что все преступники будут наказаны, в том числе и высокие чиновники (ведь "рыба гниет с головы"). Чорновиловский лозунг 1998 года "Бандитам - тюрьмы" во время кампании 2004 года был трансформирован в безапелляционное утверждение "Бандиты должны сидеть в тюрьмах". Тезис об аморальности и преступности режима стал краеугольным камнем избирательной кампании В. Ющенко. Выступая с инаугурационной речью на Майдане Незалежности перед полумиллионной аудиторией 23 января 2004 года, Виктор Ющенко пообещал уничтожить систему коррупции в стране, вывести экономику из тени, снизить налоги, но их будут платить все. "Бизнес будет отделен от власти. Бюджет ни для кого не будет отныне кормушкой. На государственных должностях будут работать лишь те, у кого расходы отвечают задекларированным доходам".
Учитывая это инициирование, нынешнее расследование преступлений "режима" является однозначно органичной составляющей такой избирательной риторики и такого мировоззрения. В то же время ничто так не потешит массовое народное самолюбие, как неотвратимое справедливое наказание "олигарха", "вымогателя". С одной стороны - это абсолютно цивилизованная ситуация соблюдения норм закона, если они придерживаются, с другой - демонстрация силы власти. И существует и другая сторона медали: такие массированные мероприятия могут стать и неплохим инструментом для создания политического имиджа новой властной команды, старающейся привести порядок в стране, расчистить "авгиевы конюшни режима". Это выглядит абсолютно логическим для новой властной команды в перспективе будущих выборов, уже парламентских, 2006 года.
С другой стороны, попытки наведения порядка в стране, борьба с локальной коррупцией – это вполне естественная реакция. И все же новой власти не следует забывать, что в соответствии с разнообразными социологическими исследованиями, наиболее коррумпированными в восприятии граждан являются не только и не столько главы администраций, но и большой круг других представителей государства, как, например, врачи, учителя, работники ЖЕКов и т.п.. Данные Украинского института социальных исследований и Центра "Социальный мониторинг", опубликованные еще в январе 2003 года, свидетельствуют, что в 2002 году 44% опрошенных хотя бы раз давали взятки или одаривали должностных лиц. В частности, 74% респондентов давали взятки медицинским работникам, 25% - автоинспекторам, 24% - работникам образования. В этом списке чиновников, которые получали взятки, фигурируют также работники коммунальной сферы, телефонисты, сборщики налогов, судьи и таможенники. Стоит подчеркнуть, что 23% из опрошенных в рамках этого исследования почти 3000 лиц считали дополнительную оплату услуг служащих допустимой!
Итак, учитывая такое, так сказать, снисходительное отношение общества к коррупции, нужно проводить показательные процессы, связанные с раскрытием преступлений высоких должностных лиц в разных регионах. А параллельно с расследованием преступлений режима и реализацией принципа неотвратимости наказания желательно было бы осуществлять реформы в системе здравоохранения (внедрение моделей страховой медицины), в области образования, в коммунальной сфере, вводить новую гуманитарную политику. То есть правительству следует проводить системную политику, которая бы делала невозможными проявления коррупции и делала системы, где сегодня процветает клановость и кумовство и где происходят коррупционные действия, более открытыми и прозрачными для потребителей услуг.
Сегодня правительство вводит социальный бюджет, повышает железнодорожные тарифы, комментирует причины отмены визита Ю. Тимошенко в Россию. В то же время общество имеет весьма мало информации о реальных мероприятиях в сфере реформирования социальной сферы, если не принимать во внимание анонсов об увеличении размера выплат на рождение ребенка, повышение пенсий и т.п..
Следует понимать, что публичные дифамации членов правительства в адрес "Динамо" и перманентные изобличения "олигархических заговоров" не в состоянии подменить собой целенаправленной, системной работы, нацеленной на формирование зримой, понятной, четкой гуманитарной политики, которая бы не ограничивалась только пиаром страны во время "Евровидения".
Другим следствием этой разоблачительной деятельности, о котором мы попутно вспомнили, станет целенаправленное "выращивание" оппозиции. Теперь искать черную кошку можно и в темной комнате, так как она там уже появилась. Для Донетчины, которая, кстати, еще не реформирована, можно вырастить нового оппозиционного лидера региона в лице Колесникова. При надлежащей информационной обработке такая "фишка" может сработать. Бывшие партии власти сегодня стараются активно создавать себе имидж несправедливо гонимых, паразитируя на теме допросов, уголовных дел, которые технологически трактуются не как реализация тезиса о "бандитах в тюрьмах", но как политическое преследование оппозиции "режимом Ющенко". Правда, сегодня подобные тезисы не срабатывают. Но если правительству и президенту не все удастся реализовать в контексте удовлетворения тех чрезвычайно высоких ожиданий, которые на них возлагаются, после выборов в ВР в 2006 году мы можем увидеть в законотворческом органе совсем другие лица. Тем более, что с той или иной мерой ожиданий на статус "гонимых" претендуют другие бывшие "партии власти". Обычно к этому можно относиться скептически, но сегодня, например Председатель Народно-демократической партии Украины Валерий Пустовойтенко заявляет о продолжении политического преследования членов НДП и притеснении при работе с средствами массовой информации. "Продолжается политическое преследование против наших однопартийцев во всех регионах... "Идет запугивание граждан, представителей разных политических сил перед выборами 2006 года", - сообщил бывший премьер-министр Украины образца 1999 года. Все это демонстрирует, что пустую нишу оппозиционности будут стараться занять многие политические субъекты и делать свою кампанию на протестной риторике. Кстати, это касается не только бывших "партий власти", но и КПУ, которая вопреки идеологическому банкротству старается уже сейчас риторически играть апелляциями относительно разочарования в сегодняшних результатах "оранжевой революции". Чтобы это увидеть, достаточно просто просмотреть партийную газету "Коммунист", имеющую своих читателей.
Кстати, еще большее количество новых и интересных лиц можно будет увидеть в органах местного самоуправления, которые будут избираться по "закрытым" партийным спискам. Здесь возможна реализация "сценариев" своеобразных региональных реваншей, которые лелеют бывшие партии "власти". А вот в случае осуществления политической реформы и успешного проведения административно-территориальной реформы мы можем получить довольно интересный политический и властный ландшафт, учитывая расширение полномочий местной власти. Ведь, например, исполкомам местных советов будут делегированы дополнительные полномочия относительно распределения ресурсов общины. Значит, пример Колесникова является показательным. Сегодня несложно спрогнозировать, кого именно будут избирать в местные советы на Донетчине, Луганщине, Одесщине, Харьковщине, в Запорожье и АРК (список проблемных для новой властной команды регионов можно продолжить). Можно в частности припомнить известные краевые особенности Донбасса, где на тезисах о региональном патриотизме кому-нибудь можно выстроить удачную избирательную кампанию. Для того, чтобы это осознать, достаточно просто посетить такие города Донецкой области, как Торез, Енакиево, Снежное, Зугрес, где у людей, кстати, как не было работы, так и нет. И если на протяжении минувшей избирательной кампании так много говорилось о преодоление региональной разобщенности, сейчас этот вопрос новая власть даже не попробовала артикулировать как проблему. Значит, это не является приоритетом государственной политики, как это ни удивительно.
Сегодня приоритеты государства другие. Возможно, это и правильно. Тем не менее, как кажется, параллельно с реализацией принципа неизбежности наказания за совершенные преступления нужно не только перераспределять ресурсы, но и целеустремленно выстраивать основы гражданского общества, как бы сложно это ни было.
Источник: glavred.info.
e-news.com.ua
|
Новости рубрики:
Экономика поднимется, когда будут работать все 6 млн селян — мнение
Преимущества загородной жизни перед городской Правда ли, что мужчины не любят умных женщин? Сепаратисты обвинили ФСБ во взрывах в Москве Майкла Джексона замуруют в бетон Спамеры зарабатывают на смерти Майкла Джексона! Угорсько-словацьке протистояння Чи відмовиться Чехія від систем ПРО? |