Важным этапом работы Комитета по вопросам правовой политики на протяжении четвертого созыва, считает председатель В.Онопенко, стало принятие парламентом нового граждански-процессуального кодекса Украины.
Он содержит ряд принципиально новых положений, направленных на осуществление быстрого и справедливого судопроизводства, соблюдения прав участников гражданского процесса, а также дает возможность судам реализовать возложенные на них обязанности.
Проработка и принятие закона о доступе к судебным решениям, по мнению В.Онопенко, было главным достижением Комитета. В частности, согласно с положениями этого закона, тексты всех решений, постановлений, приговоров, постановлений судов общей юрисдикции, должны вноситься к Единственному государственному реестру судебных решений. А тексты судебных решений, которые набрали законной силы, должны быть открыты для безоплатного доступа на официальном веб-портале судебной власти Украины.
Не менее важное значение имел принятый парламентом Закон "О третейских судах". Безусловными преимуществами третейского рассмотрения считается конфиденциальность рассмотрения дела и принятого решения, неформализованисть процесса, взаимное доверие арбитру, скорость решения дела. Кроме того, в соответствии с этим законом в Украине могут образовываться и действовать постоянно действующие третейские суды и третейские суды для решения конкретного спора (ad hok).
При подготовке проекта Криминально-процессуального кодекса Комитет обращал особенное внимание на согласование его с нормами законов "О статусе судей", "О судоустройстве Украины", "О прокуратуре" и тому подобное.
Учитывая то, что проект кодекса не отвечал потребностям судов и правоохранительных органов и осложнял их работу в случае его принятия, Комитет высказался о нецелесообразности вынесения проекта на второе чтение без существенной доработки. Для этого, по мнению членов Комитета, нужно создать комплексную рабочую группу из представителей двух комитетов, Верховного Суда Украины, прокуратуры, Министерства внутренних дел и научных специалистов в отрасли процессуального права.
Особенную роль сыграл принятый парламентом Закон "О судебной экспертизе", поданный Комитетом. В частности, им приведено действующее законодательство в соответствие с Конституцией Украины, устранены противоречия между Законом "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" и Законами "О судебной экспертизе" и "О предпринимательстве". Кроме того, определенно профессиональные требования к лицам, которые самостоятельно занимаются судебно-экспертной деятельностью, установлению единственных
принципов повышения профессиональной подготовки специалистов, источников финансирования судебно-экспертных учреждений.
За период четвертого созыва Комитетом рассмотрено и проработано 18 законопроектов, связанных с проблемами адвокатуры Украины. Для проработки этих законопроектов Комитетом была созданная рабочая группа при участии известных научных работников и адвокатов. Во время работы были приняты во внимание посланные на рассмотрение Комитета рекомендации Съезда адвокатов Украины, выводы и предложения Главного научно-экспертного управления Аппарата Верховной Рады Украины, Верховного Суда Украины, Высшего хозяйственного суда Украины, Министерства юстиции Украины, Высшей квалификационной комиссии адвокатуры при Кабинете Министров Украины, Союза адвокатов Украины, Генеральной прокуратуры Украины, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины и тому подобное.
Закон о внесении изменений в граждански-процессуальный кодекс относительно кассационного осуществления, отметил В.Онопенко, направленный, в первую очередь, на согласование норм действующего ЦПК Украины между собой (в части реґламентації процедуры рассмотрения кассационных жалоб судорог кассационной инстанции), устранения пробелов законодательной реґламентування защиты прав личностей, которые имеют право на подачу апелляционных и кассационных жалоб. А также помогает осуществить контроль со стороны суда кассационной инстанции за обсчетом и уплатой в бюджет государственной пошлины (судебного сбора) за подачу кассационных жалоб и ускорить рассмотрение кассационных жалоб в суде кассационной инстанции.
В.Онопенко подчеркнул, что одной из важнейших организационных функций Комитета, было участие в назначении, освобождении, утверждении и предоставлении согласия на назначения должностных лиц Верховной Радой Украины, судей Конституционного Суда Украины, Верховного Суда Украины, высших судов, специализированных, апелляционных и районных, городских судов, Высшей квалификационной комиссии судей и тому подобное. Было рассмотрено 2420 кандидатур, подготовленно 140 постановлений об избрании и освобождении судей.
За период четвертого созыва Комитетом проведены 124 заседания, на котором рассмотрено 678 вопросов. Подготовленно свыше 350 законодательных актов. Принято парламентом по предоставлению Комитета 4 кодекса, 58 законов и 149 постановлений.
Кроме того, Комитетом проведены парламентские слушания на тему: "Об осуществлении судебно-правовой реформы в Украине", и совместно с Комитетами по вопросам Европейской интеграции, промышленной политики и предпринимательства на тему: "Сотрудничество Украины и Германии".
Члены Комитета опрацьовали свыше 13730 жалоб и обращений граждан и организаций. Основные проблемы, которые нарушались в письмах, касались вопросов относительно решений судов, выполнение решений суда или других органов, а также жалобы на действии судей и правоохранительных органов.
"ВРУ"
e-news.com.ua