• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Взаимоотношения Украины с международными финансовыми организациями

    Опубликовано: 2005-10-20 11:11:00
    Новая власть все еще никак не определиться со стратегий и тактикой взаимодействия с международными финансовыми организациями. С одной стороны – эти организации как бы поддерживают новую власть, с другой – особой эффективности такого сотрудничества в течение этого года и не видно.
     
    Взаимоотношения Украины с международными финансовыми организациями являются очень важными не только для текущего состояния развития государства, но и возможностей построения долгосрочной модели стойкого экономического развития. Кроме сугубо экономической стороны, сотрудничество с международными финансовыми организациями имеет большие внутренние и внешние политические окраски.
     
    Учитывая текущую ситуацию с сотрудничеством с указанными организациями и исторический опыт взаимоотношений с ними Украины, вполне возможно определить направления развития таких взаимоотношений. Именно такие взаимоотношения должны быть актуальными и для нового правительства страны.
     
    Сотрудничество с международными финансовыми организациями это путь интеграции Украины в международные экономические и политические отношения. Центральным в данном направлении явилось формирования рыночной системы хозяйства и основанной на рыночных основах модели взаимоотношений с иностранными партнерами и кредиторами. При этом главным требованием к реализации соответствующих программ выступает интеграция экономики в мировое хозяйство – речь идет о приобретении украинской экономикой всех атрибутивных признаков и параметров, которые являются распространенными в мировом сообществе и которых придерживаются его члены.
     
    Понятно, что сотрудничество с названными субъектами имеет весьма опасные отрицательные следствия, которыми возникают проблемы внешней политической и экономической зависимости. Но очень весомым является то, что именно от характера взаимодействия с международными финансовыми организациями, а также с частными кредиторами, зависит отношения к Украине в мире, зависят возможности реальной интеграции к мировому сообществу и специфика сотрудничества с отдельными государствами мира.
     
    Вместе с тем, необходимо сознавать фактор возрастания внешней задолженности государства за счет кредитов от международных валютно-финансовых организаций и учреждений. Вместе с внешней задолженностью из других источников, задолженность международным структурам является фактором, который с отрицательной стороны характеризует возможность государства к развитию за счет внутренних источников и обслуживание внешнего долга.
     
    Стратегия взаимоотношений Украины с международными финансовыми организациями должна строиться с учетом текущего состояния национальной экономики. Необходимой является и концептуальная определенность, а именно включения модели сотрудничества с международными финансовыми организациями и частными кредиторами в общую модель социально-экономического развития. До стабилизации политической ситуации в государстве нельзя надеяться на решение проблемы внешней задолженности. Именно это определяет цели оптимизации внешних заимствований в условиях современного развития Украины. Достижение этих целей не может не явиться важным фактором стабилизации ситуации как с поступлением новых средств и их эффективным использованием в государстве, так и своевременным обслуживанием полученных средств. Все это и будет содействовать общему макроэкономическому оздоровлению национальной экономики Украины и ее выходу из кризисного состояния. В стратегии взаимоотношений Украины с международными финансовыми организациями необходимо четко определить формы продолжения сотрудничества с такими организациями. С учетом практики последних лет и нерегулярности поступления финансовых ресурсов, возможные изменения самых принципов взаимоотношений с международными финансовыми организациями.
     
    Возможным направлением дальнейшего построения отношений Украины с международными финансовыми организациями является переход от непосредственного получения финансовых ресурсов к получению консультативной и политической поддержки от этих учреждений. Такой ход событий возможен при условиях экономического роста в Украине и успешного осуществления рыночных реформ. В свою очередь, консультативная и политическая поддержка Украины со стороны международных финансовых организаций (без предоставления кредитов) не только снизит остроту проблемы внешней задолженности, но и станет средством привлечения в Украину иностранного капитала. Использование опыта специалистов международных финансовых организаций может осуществляться на совещательном уровне.
    В современных условиях необходимая переориентация сотрудничества с международными финансовыми организациями на достижение национальных интересов Украины в стране и за ее пределами. Несколько гипотетическим выглядят возможные воздействия с помощью международных финансовых организаций на другие страны для достижения национальных интересов Украины. Необходимой проработки требуют возможности политического и экономического влияния на другие страны путем сотрудничества международными финансовыми организациями учреждениями. Хотя, учитывая настоящее состояние страны-просителя, такие возможности для Украины не являются реальными. Кроме этого, на сотрудничество с международными финансовыми организациями оказывает влияние реакция западных средств массовой информации на экономический и социально-политический климат в Украине. К объективным реалиям относятся также факторы влияния на Международный валютный фонд и Мировой банк ведущих государств мира (в первую очередь – США) с целью достижения соответствующих экономических и политических целей в Украине и в других странах. Эти обстоятельства должны учитываться в процессе сотрудничества Украины, как с международными структурами, так и непосредственно с соответствующими странами. Причем, определенные сдвиги в отношениях с соответствующими странами окажут положительное влияние на отношения с международными валютно-финансовыми учреждениями и организациями и наоборот. Актуальным является и диверсификация международных финансовых организаций (не ограничивая их МВФ, Мировым банком и ЕБРР).
     
    Важным является четкое распределение функций и сфер деятельности между государственными организационными структурами – Министерством финансов Украины, Национальным банком Украины, Министерством экономики Украины. Организационные структуры, от деятельности которых зависит развитие сотрудничества с международными финансовыми организациями должны иметь четкую программу деятельности, которая, в свою очередь, требует постоянной координации в соответствии с четко определенными государственными стратегическими приоритетами. Очевидной является взаимозависимость – более полное использование возможностей интеграции в международные экономические отношения является средством влияния на проблемы формирования внешних долговых обязательств и обслуживания такого долга. И наоборот, улучшения долговой позиции есть мощным интеграционным фактором.
     
    Взаимоотношения Украины с международными финансовыми организациями должны строиться в контексте оптимизации модели социально-экономического развития и изменения соответствующих акцентов. В процессе сотрудничества с международными финансовыми организациями нужно принимать во внимание всю совокупность внутренних политических факторов, которые не всегда учитывают международные финансово-кредитные структуры.
     
    К этим факторам относится: четкая определенность курса экономических реформ и его реальная реализация в государстве, а не только декларирования реформ; учет общеполитической расстановки сил, включая структуру парламента и персоналии в органах государственной власти и управления и т.д.
     
    Трансформационные условия современного развития Украины в качестве обязательной предпосылки улучшения ситуации с использованием привлеченных средств, требуют проведения общей структурной реформы. Именно она может открыть путь к использованию потенциала государства. Данную задачу необходимо осуществлять согласно апробированных мировой практикой критериев и в соответствии с текущим ходом событий в стране.
     
    Не вызывает сомнений, что кроме упомянутых направлений в спектре сотрудничества с международными финансовыми организациями, важную роль сыграет структура и общая концептуальная ориентация внешнеэкономической деятельности государства. Можно упомянуть об объективной энергетической, сырьевой, технологической зависимости Украины от внешних источников, причем смягчить влияние такой зависимости на макроэкономическую ситуацию в сжатые сроки является задачей очень проблематичным. Важную роль сыграет механизм курсообразования национальной денежной единицы. Последнее осуществляет заметное влияние как на развитие национальной экономики в целом, так и на обслуживание внешних обязательств государства.
     
    Принципы защиты государственных интересов Украины в отношениях с международными финансовыми организациями должны опираться на приоритеты долгосрочных целей социального, политического и экономического развития. Опыт ряда стран рыночной трансформации и самой Украины свидетельствует, что кредиты международных финансовых организаций могут активно оказывать содействие решению финансовых и других проблем. Эффективность сотрудничества с обозначенными структурами решающим образом зависит от ответа на вопрос: каково соотношение среднесрочных выгод от повышения открытости и либерализации национальной экономики с возможными потерями производителей и потребителей; каким образом можно согласовать коротко-, средне- и долгосрочные интересы экономики с учетом разнообразных комбинаций внутренних и внешних ресурсов. В этом аспекте большого значения приобретают также политические факторы упомянутого сотрудничества.
     
    Кроме определенных выше положений относительно сотрудничества Украины с международными структурами, приведенные вопросы требуют дальнейшего научного поиска. В данном случае, на уровне высшего экономического и политического руководства государства нужно определить оптимальной ли является модель социально-экономического развития, которое осуществляется в рамках выполнения рекомендаций международных структур. Возможным является усиление внимания к сотрудничеству с Европейским банком реконструкции и развития, как учреждением, которое осуществляет кредитование на микроуровне и стимулирует тем самым процесс привлечения в Украину частных иностранных инвестиций.
     
    Андрей Фролов, ForUm
    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.