Недавно президент Буш сравнил борьбу против терроризма под знаменем джихада с холодной войной. В какой-то он мере он прав: терроризм имеет склонность вовлекать в себя молодые поколения, и, увы, борьбы с ним, как и холодная война, растянется не на одно десятилетие.
Джордж Буш забывает о другом: о мягкой силе культуры. Холодная война была выиграна благодаря сочетанию сдерживающей военной мощи с силой западной культуры и ее идей. Берлинская стена рухнула в 1989 году под ударами кувалд и бульдозеров, а не артиллерийских снарядов.
Научный обмен в годы холодной войны во многом способствовал расширению влияния Америки. Некоторые американские скептики опасались, что ученые из СССР и агенты КГБ приедут воровать американские технологии. Они не увидели, что эти гости одновременно проникались нашими политическими идеями. Многие из них стали правозащитниками и сторонниками либерализации в СССР.
В 1958-1988 году в США побывало около 50 тысяч советских людей – писателей, журналистов, политических руководителей, музыкантов, танцоров, спортсменов, преподавателей университетов...
Александр Яковлев был под большим впечатлением от своей учебы в Колумбийском университете в 1958 году. Став членом Политбюро, он во многом подвигнул Михаила Горбачева к тому, чтобы начать политику либерализации. Олег Калугин, ставший одним из главных руководителей КГБ, в 1997 году признал: "Для СССР обмены был троянским конем. Они сыграли значительную роль в эрозии системы..., с годами заражая все большее количество людей". Сегодня же администрация Буша использует бюрократизированную систему выдачи виз, в результате чего этот обмен сократился, особенно с мусульманскими странами.
Важную роль в годы холодной войны играла и поп-культура. Интеллектуалы несколько брезгливо относятся в коммерческим аспектам этой культуры. И такое отношение неоправданно, поскольку популярные развлечения часто содержат в себе образы и тонкие посылы индивидуализма, потребительского выбора и другие элементы, что имеет политические последствия.
Например, американские фильмы сделаны из секса, насилия и материализма, но в них есть и кое-что еще. Они являются портретом американской жизни – открытой, мобильной, индивидуалистичной, враждебной к истеблишменту, плюралистической, популярной и свободной. В 1961 поэт Карл Сэндбург писал: "Голливуд не так чист, как Гарвард, но он более влиятелен".
Грань между информированием и развлечением никогда не была такой четкой, как это себе представляют интеллектуалы, и со временем она становится все более размытой. Некоторые слова популярных песенок могут оказывать политическое воздействие. Культурные посылы могут также распространяться через поведение спортивных команд или звезд эстрады – в образах, рожденных кинематографом или телевидением. Часто они оказываются сильнее слов. Даже фаст-фуд может нести в себе неявный посыл. Одна индийская семья, побывавшая в Макдоналдсе, отозвалась об этом визите так: "Мы как будто отведали кусочек Америки".
Хотя СССР не пускал в прокат западные фильмы или подвергали их цензуре, те из них, которые все-таки полпадали на экраны, имели разрушительные политические последствия. Неполитизированная советская аудитория видела, что жители западных стран не стоят в очередях за продуктами, не живут в коммунальных квартирах и имеют личные машины. Все это дискредитировало пропаганду советских СМИ.
Известную роль сыграла и рок-музыка. "Битлз давал нам возможность отвергать "систему", подчиняясь большинству ее требований", – скажет позже один из помощников Горбачева. В 50-е годы чешские коммунистические власти приговорили к тюремному заключению группу молодых людей за исполнение "декадентской американской музыки", но тщетно: в 1980 году, после убийства Джона Леннона, в Праге был поставлен памятник ему, а годовщина его смерти стала регулярно отмечаться шествиями за мир и демократию. В 1988 году был создан Клуб мира имени Леннона, который потребовал вывода советских войск. Леннон победил Ленина.
Холодная война была выиграна благодаря сочетанию мягкой и жесткой силы. Не вся мягкая сила была американской, если учесть роль ВВС и "Битлз". Но игнорировать роль поп-культуры – значит совершать ошибку.
Конечно, следует проявлять осторожность. Культуры Восточной Европы ближе к западной культуре, чем мусульманские культуры. В некоторых фундаменталистских кругах, а также среди террористов, западная культура не является привлекательной: наоборот, она вызывает у них отторжение. Но даже в Иране, где находящиеся у власти муллы называют Америку "большим сатаной", молодежь дома, вдали от посторонних глаз, смотрит американские видеофильмы.
Опросы, проводимые в мусульманском мире, показывают, что американская культура сохраняет свою привлекательность для умеренного большинства. Непопулярность США – результат их политики. Бушу следовало бы научиться не препятствовать этому процессу, а наоборот, поощрять контакты.
Джозеф Най, Inopressa
e-news.com.ua