(США-Сирия)
В «Большом Ближневосточном раскладе» вопрос о Сирии выглядит как будто даже второстепенным и вспомогательным. Калибр проблемы выглядит не таким внушительным, как иранский. Но что-то подсказывает, что это на самом деле не так. Несмотря на то, что верхний пласт проблемы выглядит прозрачным.
Действительно, Сирия мешает Штатам успешно «завершить» иракскую войну (допустим, кто-нибудь верит, что такое возможно).
Здесь не скажешь лучше, чем Г.Киссинджер в своей относительной недавней статье «Уроки для стратегии ухода США из Ирака», опубликованной в «The Washington Post».
Заметка, кстати, довольно депрессивная, и вот, что в ней сказано: «Решение о выводе значительной части сил США в момент, когда война продолжается, является потенциально роковым». А почему война продолжается, еще раньше нам разъяснял министр обороны США Д.Рамсфелд: не позволяет начать вывод американцев «тлетворное вмешательство в Ираке соседних Сирии и Ирана». И упрекнул иракские власти: «Надо более агрессивно вести работу с соседями, чтобы не допустить перехода террористов через границы». Но давайте хоть мы не будем спешить формулировать персональную вину данного конкретного государства. Война имеет свойство расползаться, и едва ли об этом американских военных не предупреждали аналитики. А если забыли предупредить, то и самим стратегам не составило бы труда вспомнить, как вьетнамская война, в конечном счете, заполыхала чуть не по всей Юго-Восточной Азии - Камбоджа, Таиланд. А наша «афганская кампания» то и дело заползала восстанавливать силы в Пакистан и возвращалась оттуда очень посвежевшей.
Война неизбежно расшатывает режимы прифронтовых государств, и на этом основании Сирию вполне можно отнести к числу пострадавших от американской агрессии в Ираке.
Бегло отсмотрим хронику. В феврале нынешнего года в Бейруте взорвали кортеж Рафика Харири, бывшего ливанского премьера и миллиардера. Резонансное убийство. В августе к его расследованию приступил немецкий прокурор с ооновскими полномочиями Д.Мехлис…
А, кстати, что такое «резонансное убийство»? То, которое вызывает резонанс в рядах возмущенной общественности, или то, которое заранее нацелено не столько на устранение крупной фигуры, сколько на резонанс, информационный взрыв, дальнейшую политическую раскрутку? В такой игре даже миллиардер может оказаться пешкой.
Во всяком случае, в середине октября генеральный секретарь ООН К.Аннан усмотрел, видимо, достаточные основания, чтобы заявить о недопустимости политизации расследования убийства Харири. Но кто в современном мире станет слушать генсеков ООН? К тому времени уже на подходе к Совету Безопасности был доклад следственной комиссии Д.Мехлиса, а следом – отчет спецпредставителя ООН на Ближнем Востоке Т.Род-Ларсена с обвинениями Сирии в пособничестве терроризму. Особо пикантно выглядели сроки, в которые необходимо было уложиться с обвинениями – до конца октября.
Потому что 1 ноября председательство в Совбезе переходило к России. В «непредвзятом» рассмотрении дела об убийстве оказалось совсем небезразлично, в чьих руках председательский молоток. Это к вопросу о «политизации».
Примечательно, что едва ли не в тот же день, когда К.Аннан увещевал «международные круги» проявлять сдержанность, в СМИ «просочился» черновой вариант доклада Д.Мехлиса. Оно, конечно, безобразие, но слишком мало времени оставалось на разогрев общественного мнения, поэтому утечки не могло не быть.
Общественное мнение «во благовремении» познакомили с основными постулатами следствия:
- теракт подготовлен спецслужбами (кто бы сомневался);
- за Харири следили несколько месяцев;
- организация преступления потребовала огромных административных и финансовых ресурсов (резонанс нынче дорог);
- власти Сирии и Ливана знали о готовящемся покушении. К устранению Харири приложили руку брат и зять президента Сирии Б.Асада.
Словом, «Дамаск стоит санкций».
Когда доклад Мехлиса добрался до совбезовского стола, он выглядел не столь категоричным. Следственная комиссия после четырех месяцев работы не смогла предъявить прямых доказательств участия Сирии в громкой спецоперации. Поскольку было отмечено «разочарование» Вашигтона, Парижа и Лондона, Д.Мехлису пришлось обещать, что если он еще немножко – до середины декабря – поработает над дельцем, то, может быть, найдутся следы, ведущие к самым сирийским верхам. В этой ситуации просто необходим был «содоклад» упоминавшегося г-на Род-Ларсена, не столь обремененного процессуальными следственными условностями: «Дамаск имеет прямое отношение к деятельности палестинских террористических группировок, а также оказывает поддержку ливанской шиитской экстремистской группировке «Хезболлах», власти Сирии закрывают глаза на регулярное проникновение исламских боевиков через сирийскую территорию в Ирак». Этого худо-бедно могло хватить для того, чтобы продавить через Совбез санкции против Сирии: «волчий билет» на выезд представителей сирийского руководства в любую страну-член ООН, замораживание их зарубежных счетов, зарубежные проверки того, как Сирия разоружает незаконные вооруженные формирования.
24 октября Д.Буш на базе ВВС Боллинг под Вашингтоном (славное местечко для политических демаршей), призвал ООН наказать Сирию и ее лидера «за продолжающуюся поддержку терроризма, в частности за причастность к убийству Харири». Сутками позже он дает интервью, в котором заявляет, что «Сирия и Иран – друзья по расчету». Становится совсем понятно, что мученическая погибель самого богатого человека в Ливане американского президента волнует мало; главное, чтобы Ливан перестал дружить с Ираном.
Пресса додумывает эту мысль: Б.Асад усидит, если, помимо того, избавится и от своего радикально настроенного окружения, унаследованного от отца - президента Х.Асада; параллель с президентом Азербайджана И.Алиевым, которому «отменили» оранжевую революцию, напрашивается сама собой.
25 октября по просьбе Дамаска состоялся телефонный разговор В.Путина с Б.Асадом.
26 октября США, Великобритания и Франция внесли на рассмотрение Совбеза проект резолюции по Сирии. Наблюдатели предсказывают, что скорая капитуляция режима Б.Асада неизбежна: «Нет сомнений в том, что сирийские власти рано или поздно уступят».
30 октября министр иностранных дел России С.Лавров заявил на брифинге в Нью-Йорке: «Было бы неправильно смешивать уголовно-процессуальные механизмы с межгосударственными отношениями».
31 октября, ровно за сутки до перехода председательства в Совбезе под российский молоток, проходит слушание по сирийскому вопросу. По предложению США на слушание вызваны министры иностранных дел, это должно подчеркнуть критическую важность вопроса. Как всегда, главная работа произошла не на сцене, а в закулисье: тут и «неформальный обед пяти министров стран - постоянных членов СБ ООН», и встреча С.Лаврова с главой МИД Китая, и с главой МИД Франции. Единодушная суета была посвящена тому, что российское вето по сирийскому вопросу было весьма нежелательно никому, включая саму Россию.
Принятое решение называют компромиссным. Резолюция требует от Дамаска не столь многого: безоговорочного сотрудничества со следственной комиссией по делу Харири; в тексте нет даже упоминания о санкциях против Сирии, максимум, что она предусматривает – если Сирия откажется от сотрудничества, возможно «рассмотрение других мер».
Такой вердикт все 15 участников заседания поддержали единогласно.
Тут бы поставить точку. Тем более, что Сирия и раньше заверяла, что от сотрудничества не отказывается, и сейчас, хоть показала, что резолюцией разобижена, от своих слов не отказалась. Российская дипломатия и вместе с ней часть комментаторов оценила событие довольно бравурно.
На счет России занесено изъятие из документа таких угроз, как положение о «беспрецедентных процедурах» в отношении лиц, которые могут иметь отношение к убийству. Не прошли строки о предусмотренных уставом ООН санкциях: «полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений».
Но чего не получилось в документе, так это точки.
Сочла своим долгом откликнуться на потерявшую зубы резолюцию госсекретарь США К.Райс: «В случае необходимости мы можем рассмотреть и применение дальнейших мер в отношении Сирии».
«То, что резолюция принята в рамках главы 7 Устава ООН, делает возможным повторение пути Ирака, - заявил президент Центра Никсона в Вашингтоне Дмитрий Саймс. Он полагает, что резолюция оставляет возможным повторение иракского пути . - В интерпретации администрации Буша это означает: если требования не выполнены, то не обязательно, чтобы СБ ООН принимал другую резолюцию, формально одобряющую применение силы. Отдельная страна-член СБ ООН сама может решить, как доводить дело до конца… Резолюция, дающая потенциальное право на военные действия и очень широкие полномочия для расследования на территории Сирии, создает почву для дальнейших конфликтов».
Уже 2 ноября посол США в ООН Джон Болтон обнародовал новый повод для очередной «антисирийской» резолюции СБ ООН. Сирия должна отозвать всех своих агентов, которые продолжают работу в Ливане. Заявление сделано «по мотивам» доклада того же Т.Род-Ларсена: нельзя с уверенностью говорить о том, будто все агенты сирийских спецслужб покинули страну. Повод для санкций, пожалуй, покруче иракского химического оружия. Агенты есть, но они секретнее черной кошки в темной комнате. Давайте допустим, что дипломатические атаки на Сирию носят чисто психологический характер: просто Штаты и их союзники бьют во все кастрюли, чтобы отпугнуть Дамаск от Тегерана. Только Б.Асад об этом не догадывается.
Его действия?
2 ноября правящая партия Сирии Баас призвала население сплотиться перед «происками внешних сил». Власти страны призвали к созыву экстренного саммита Лиги арабских государств. Намечены встречи с лидерами Египта и Иордании. И даже президент Ирака Д.Талабани, «американская марионетка», заявил, что категорически против использования территории его страны для нанесения удара по Сирии. Но добавил, что «не может навязывать свое мнение американцам».
3 ноября Б.Асад освободил 190 политзаключенных. Гуманный акт, как сообщалось, направлен на укрепление национального единения. Немалое число амнистированных – члены запрещенной группировки «Братья-мусульмане». Обратим внимание, что параллельный процесс идет в Египте. Здесь «братьев» не только отпускают под залог; члены (запрещенной!) группировки получили 20 процентов голосов на недавних выборах в нижнюю палату парламента. Газеты называют это «историческим достижением» радикалов. Задачи группировки - исламизация общества и создание исламского государства. Отделения в Саудовской Аравии, Кувейте, Судане, Сирии, ФРГ, Великобритании, Швейцарии, Франции, США, Катаре, Иордании, Бахрейне, ОАЭ.
Несколькими днями раньше 6 тысяч представителей организации «Хезболлах» парадным маршем прошли по столице Ливана. Лидер группировки выступил перед своими бойцами и десятками тысяч аплодирующих граждан со словами поддержки сирийского руководства и народа, сопротивляющихся попыткам давления со стороны США и стран Запада: «Сирию наказывают за то, что она выступала за Ливан и за палестинцев».
Мы только что говорили о расползании иракской войны. Другое ее следствие – расползание исламского радикализма. Две недели спустя после принятия «взвешенной» резолюции СБ ООН Б.Асад заявил, что по Сирии могут быть нанесены военные удары.
Это заявление прозвучало на заседании Постоянного секретариата Общеарабского народного конгресса, в который входят 17 арабских стран. «Мы ожидаем международной экономической, финансовой и политической блокады и не исключаем даже нескольких военных ударов по государственным или военным объектам Сирии», - сказал он и добавил, что страна намерена противостоять международному давлению всеми имеющимися средствами. Блокада его страны негативно отразится на регионе, особенно на соседних государствах - Ираке, Ливане, Иордании и Турции, «которые пострадают от закрытия границ и нарушения экономических связей».
Весьма критически о политике Вашингтона и, в частности, К.Райс отозвалась британская «Гардиан»: «Слабо завуалированные угрозы в адрес Сирии вновь пробудили страхи о том, что США - в случае невозможности добиться своего мирным путем - могут вновь прибегнуть к силе… Политика США может даже подорвать и поставленные перед нею цели обеспечения безопасности самой Америки».
И далее: «Наступление демократии в этих странах с гораздо большей степенью вероятности приведет к появлению новых исламистских правительств, которые с еще меньшей охотой пойдут на сотрудничество с США, чем нынешние авторитарные режимы».
Очевидно, не так ли? Что тогда мешает Штатам умерить пыл? Это тоже достаточно очевидно, но трудно привыкнуть к тому, что так скоропостижно после большой геополитической игры, после претензий на переформатирование «Большого Ближнего Востока» наступил другой этап. Этап, когда Америка больше никого не пугает. Этап морального поражения, от которого теперь отчаянными усилиями «черной пантеры» пытаются спастись Штаты.
К этому ряду относятся продолжающиеся попытки сделать условия участия Сирии в расследовании убийства Р.Харири максимально унизительными, например, организовать допрос высших сирийских чинов в Ливане, а не в Сирии и не в нейтральных странах.
Мелочное тиранство приведет только к новым всплескам возмущения. Это опасно, потому что только принято считать, будто политики овладевают массами. На самом деле это массы завладевают политиками, и такое «взаимодействие» приводит к торжеству улицы с ее незатейливыми идеалами и легко предсказуемыми устремлениями толпы.
Улица, которую раздразнили, дойдет не только до Ирака или Израиля. Она выбросит свои метастазы по всему миру.
Впрочем, что касается Америки, то она в случае чего заползет к себе за океан и «беспрецедентно усилит» меры безопасности, оставив пожар Старому Свету.
DUMAEM.RU