Кабинет экс-главы НАК "Нафтогаз Украина" и лидера Республиканской партии Юрия Бойко, которого любят называть лучшим менеджером Леонида Кучмы, не похож на рабочие места людей схожего ранга. На столе - монитор компьютера и калькулятор, на стене - картина "Тайная вечеря" ...
- Какие основания имеет российская сторона, требуя повышения цены за газ?
- Договор между Украиной и Россией подписан на пять лет вперед до 2009 года. Поэтому я уже предлагал нашим руководителям обратиться в Международный арбитражный суд, где мы, скорее всего, выиграли бы. Однако меня не услышали, и обращаться уже поздно.
- Почему?
- Времени не осталось - они не успеют получить решение до 1 января.
- Если 1 января не будет подписан договор, какой может быть ход развития событий?
- Зная россиян, думаю, что они поступят следующим образом. Сейчас на российской границе мы берем 130 млрд. кубов газа, на западной - сдаем 105 млрд. кубов, 25 млрд. оставляем себе. То, что мы заберем по дороге, они назовут несанкционированным отбором газа, и пострадает Европа. Сценарий будет такой, и газ никто перекрывать не будет.
- Какие последствия для Украины?
- Для нас это унижение страны - мы допустили несанкционированный отбор газа и в глазах Европы выглядим партнером, который не выполняет взятых на себя обязательств.
- С чем связана такая бескомпромиссная позиция России в отношении газа для Украины?
- Украинская сторона первой проявила инициативу о переходе на денежную форму расчетов. Россияне за идею ухватились, поскольку всегда этого хотели. Когда же наши просчитали последствия, пошли на попятную, Москва инициативу перехватила. В конечном счете, русофобские заявления окружения Ющенко превратили этот вопрос в политический. И сегодня логика России такова: Украина - европейская страна, поэтому за газ она должна платить по европейским ценам. Естественно, мы не можем себе этого позволить и должны отстаивать старую цену.
- Это может быть связано с приближением парламентских выборов?
- Думаю, нет. Это следствие того, что во время президентских выборов Россия морально поддержала Виктора Януковича.
- Каким образом Украина может отстоять свои условия?
- Сейчас кроме решения проблемы через прямой диалог двух президентов иного выхода нет. Любые переговоры, проводимые чиновниками меньшего ранга, бесполезны.
- Если допускать повышение цены российского газа, какая цифра приемлема для Украины?
- 100 долларов за 1 тыс. куб. м газа. Ситуация ухудшится, но катастрофы не будет.
- Как вы оцениваете деятельность Алексея Ивченко на должности главы "Нафтогаза Украины"?
- Его деятельность можно будет оценить после завершения отопительного сезона, как и работу любого руководителя "Нафтогаза". Могу лишь сказать, что, как и у любого политика "майданного" типа, у него очень много деклараций, бахвальства и прожектерства. При этом он набрал кредитов на миллиард долларов, за которые потом будет рассчитываться следующее поколение.
- А какой смысл России пользоваться услугами посреднических структур, к примеру, "РосУкрЭнерго", учитывая, что большая часть трубопровода проходит по ее территории?
- По России проходит 580 км, 860 км - по Казахстану и 380 - по Узбекистану и еще часть по самому Туркменистану. А смысл для России простой. Россияне хотели привлечь западный капитал и не вкладывать свои деньги.
- Неоднократно появлялась информация о том, что с компанией Eural Trans Gaz тесно связан Семен Могилевич, которого разыскивает ФБР. Откуда корни этой информации?
- Когда руководитель СБУ (Александр Турчинов. - "ДЕЛО") говорил о том, что у него есть подозрения, то этого или не нужно было говорить, или нужно было завести уголовное дело. Лично я не знаю, кто такой Семен Могилевич.
- Вы с ним ни разу не встречались?
- Ни разу не встречался, и вообще не знаю, кто это такой. Я уже говорил, что, наверное, поеду в Москву, обращусь в адресное бюро, чтобы узнать, где живет Могилевич, чтобы "найти" мои оффшорные счета.
- Вы критиковали новую схему с Туркменистаном, которая исключает оплату газа товарами. Почему?
- У нас была стоимость газа $44 за тысячу кубов, а потом поднялась до $58. Половина платилась деньгами, а половина - товарами по клиринговому коэффициенту. Он колебался от 2,8 до 2. То есть в Туркменистане украинские товары зачитывали в два раза дороже их стоимости. Только вооружения мы поставляли на $100 млн., в том числе две "Кольчуги", проданные в прошлом году. Туркменская армия полностью вооружалась за счет Украины. Общий объем товаров, который поставлялся в Туркменистан, составлял около 700 млн. долларов, причем 70% - это были товары украинского происхождения. В целом вся эта схема работала на удешевление газа.
Мы всегда согласовывали клиринговый коэффициент в марте-апреле. Но в марте этого года вместо согласования коэффициента новая власть занималась сменой уборщиц в "Нафтогазе", разбиралась кто и за кого голосовал и пропустила момент, когда надо было заключать договор. И они уже начали что-то делать только в мае. А туркменский газ в это время в Украину поступал. И Туркменбаши сказал, раз вы товары не грузите, платите деньгами. Они превратили это в очередную победу - сказали, что теперь газ удешевился от $58 до $44 за тысячу кубометров. Хотя до этого "живыми" деньгами мы платили лишь $29.
- Назовите несколько компаний, чьи товары шли в зачет по газу?
- Участвовало 36 компаний. Самые крупные фирмы: "Иверна", "Хайрок", Мироновский хлебопродукт, естественно, "Оборонсервис". Были трубы, минудобрения, продукты питания, шпалы, рельсы, лекарства, оборудование для тюрем. Всего - около 1 500 наименований.
- Почему создание газотранспортного консорциума свелось к локальному проекту "Богородчаны-Ужгород"?
- Потому, что отдать русским всю трубу нельзя. Хронологически все началось в июне 2002 года с подписания рамочного соглашения. В октябре того же года было подписано межправительственное соглашение о прединвестиционном периоде. Мы прекрасно понимали, что трубу ни в коем случае нельзя сдавать в концессию, и в январе 2004 года мы придумали схему, по которой строим новую трубу - "Богородчаны-Ужгород" совместно с "Газпромом" и загружаем ее дополнительными объемами газа.
"Дело"
e-news.com.ua