Экс-министр иностранных дел Анатолий Зленко уверен, что выведение всех межгосударственных и блоковых отношений в стабильный переговорный процесс позволят Украине разрешить ее внешнеполитические проблемы...
- Совершенно очевидно, что обострившиеся в последнее время локальные конфликты Украины с Россией по поводу статуса Азово-Керченской акватории в районе косы Тузла или принадлежности маяков и гидронавигационных объектов имеют под собой политическую почву. Какие инструменты есть у Украины для защиты своих интересов в российско-украинских взаимоотношениях?
– Украина имеет защитные механизмы, которые дают нам возможность выйти на взаимопонимание в российско-украинских отношениях. Я всегда был сторонником ускорения перевода наших отношений на договорно-правовую основу, в которых каждый из субъектов возьмет на себя соответствующие обязательства. Тогда будут работать контрольные механизмы, которые дадут возможность осуществлять надзор за выполнением этих договоров. Очень важно также, чтобы заработала комиссия «Ющенко-Путин». Исходя из работы этой комиссии, нам надо переводить наши отношения на системную основу, на которой будут проводиться консультации на разном уровне.
– Как на ваш взгляд, есть ли противоречия между вступлением Украины в ЕЭП и ВТО, в частности, относительно вхождения в таможенный союз?
– Думаю, если мы будем подписывать «еэповское» соглашение в контексте европейских требований, стандартов и норм, то это не вызовет никаких осложнений с точки зрения нашего вступления в ВТО. Это чрезвычайно чувствительный вопрос для нас. Именно в этом плане эксперты должны обращать внимание на соответствующие положения тех проектов соглашений, которые подписываются. И тогда этих проблем можно избежать. Однако нужно заметить, что в отношении ЕЭП есть неоднозначное отношение со стороны наших европейских партнеров.
– Евроатлантический курс Украины вырисовывается все более явственно. Насколько Украина готова к вступлению в НАТО, в частности, к выполнению финансовых обязательств и других параметров?
– У нас продолжается институциональный процесс. Сейчас мы работаем в рамках Интенсифицированнного диалога с НАТО. Нашими дипломатами ставится вопрос о получении статуса ПДЧ (предварительное членство), который практически переводит наши отношения на путь вступления в НАТО. Думаю, что в этом году мы получим этот статус. Кроме того, у нас есть План действий «Украина-НАТО», который нужно выполнять. И наше военное ведомство, и дипломаты делают все возможное, чтобы ускорить этот процесс. Есть заявление со стороны НАТО в отношении того, что Украина рассматривается в качестве одного из кандидатов на вступление. Возможно, датой вступления Украины станет 2008 год. Поэтому в этом плане нам необходимо, во-первых, усилить информационную работу с населением. Второе – выполнять требования, которые ставит НАТО. Третье - проводить серьезную работу с Альянсом в лице его стран-членов. И главный вопрос – разрядить ту негативную ситуацию, которая имеется в геополитическом пространстве Украины.
– Как вы считаете, невступление Украины в ВТО в прошлом году – это неудача для страны или своеобразный шаг, позволяющий нашей экономике «подтянуться» до нужного уровня?
– Думаю, этот процесс соответствует реалиям, и это не трагедия. Как говорят многие политики, Европу нужно строить прежде всего у себя. Наши усилия должны быть сконцентрированы на реформах, поднятии жизненного уровня. Есть четыре критерия, которые ЕС выдвигает для своих кандидатов на вступление. Это - стабильность национальных институтов в обеспечении демократии, прав человека и т.д., наличие развитой и функционирующей рыночной экономики, способность экономики удерживать давление на нее и способность государства как кандидата в ЕС выполнять взятые на себя обязательства. Если мы сможем выполнять эти требования, думаю, никаких проблем у нас не будет.
"Дело"
e-news.com.ua