Евротоннель, тоннель под Ла-Маншем — тоннель, соединяющий континентальную Европу с Великобританией. Одно из величайших строений XX века и символ объединяющейся Европы, одно время он удерживал звание самого протяженного тоннеля в мире. Был открыт 6 мая 1994 года. Тоннель имеет протяженность около
Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем возникла в конце XVIII — начале XIX века.
В 1957 была сформирована исследовательская группа, которая в 1960 в своем отчете порекомендовала прорыть два главных тоннеля и один служебный между ними. Проект был одобрен и запущен в 1973. Из-за очередных финансовых проблем спустя два года, когда был прокопан тестовый тоннель длиной 250 метров, он снова был остановлен.
В 1984 году правительства Великобритании и Франции пришли к выводу, что без дополнительного привлечения частных средств строительство невозможно. Из четырех предложенных был выбран план, наиболее сходный с проектом 1973 года. 20 января 1986 он был опубликован. 12 февраля оба правительства подписали договор по строительству тоннеля в Кентербери и ратифицировали его в 1987. Проект был завершен за семь лет силами 13 тысяч рабочих и инженеров.
Для того, чтобы оба конца встретились в одном месте, использовалась лазерная система позиционирования. Благодаря этой системе обе стороны встретились в намеченной точке 1 декабря 1990 на глубине
За время строительства было изъято 8 миллионов кубометров породы. Каждая сторона распорядилась своей частью по-своему. Французы просто смешали землю с водой и вывели полученную пульпу обратно в море. Англичане же распорядились более осмотрительно. На британском берегу из выбрасываемой породы был образован искусственный мыс Шекспира площадью 90 акров (
6 мая 1994 года Евротоннель был торжественно открыт лидерами государств-участников — королевой Великобритании Елизаветой II и президентом Франции Франсуа Миттераном. Спустя 8500 лет со времен последнего ледникового периода стало вновь возможным перейти посуху из континентальной Европы на Британские острова.
Евротоннель состоит из трех тоннелей — два основных рельсовых для поездов, следующих на север и юг, и один небольшой сервисный тоннель. Сервисный тоннель через каждые 375 метров имеет проходы, объединяющие его с основными. Он разработан для доступа к основным тоннелям обслуживающего персонала и аварийной эвакуации людей в случае опасности.
Каждые 250 метров оба основных тоннеля соединяются между собой особой системой вентиляции, расположенной сверху от сервисного тоннеля. Эта система воздушных шлюзов позволяет свести на нет эффект пули, образуемый движущимися поездами, распределяя воздушные потоки в соседний тоннель.
Все три тоннеля имеют две развязки, позволяющие поездам беспрепятственно перемещаться между тоннелями.
Максимальная скорость, достигаемая поездом, равна 350 км/ч, из-за чего рельсы в момент прохождения поезда нагреваются до сотен градусов. Для их охлаждения построена специальная система: на обоих концах линии для циркуляции охлаждающей жидкости построены две рефрижераторные станции.
Для Евротоннеля построена линия TGV LGV Nord Europe, благодаря чему из Парижа в Лондон можно добраться за 2 часа 35 минут. Сам тоннель Eurostar пересекает за 20 минут, а Shuttle — за 35 минут.
На линии Евротоннеля действует четыре типа поездов:
- поезд TGV Eurostar - высокоскоростные пассажирские поезда Eurostar, действующие между лондонской железнодорожной станцией Ватерлоо, парижской Gare du Nord и станцией Midi/Zuid в Брюсселе с остановками в Эшфорде, Кале и Лилле;
- пассажирские челночные поезда Eurotunnel Shuttle, перевозящие автобусы, машины и фургоны между Сангаттом и Фолькстоуном. Благодаря особой системе погрузки весь процесс въезда автомобиля в вагон занимает не более восьми минут, при этом пассажиры остаются внутри своих машин;
- грузовые поезда Eurotunnel Shuttle, с открытыми вагонами, в которых перевозят грузовики, при этом сами водители едут в отдельном вагоне;
- грузовые поезд, которые могут перевозить различные грузы и контейнеры между Европой и Великобританией.
По Франции и линии Channel Tunnel Rail Link (на территории Великобритании) поезда Eurostar едут с высокой скоростью — крейсерская скорость достигает 300 км/ч. В тоннеле скорость снижается до 160 км/ч.
Первая часть Channel Tunnel Rail Link, между тоннелем и Эббсфлитом, была открыта в 2003. Вторая часть между Эббсфлитом и Сент-Панкрасом будет открыта в 2007 году, поэтому последнюю часть своего пути до станции Ватерлоо поезд Eurostar едет по традиционным рельсовым линиям с гораздо более низкой скоростью.
В 2004 году по Евротоннелю проехало 7 276 675 пассажиров, 2 101 323 автомобилей, 1 281 207 фургонов и 63 467 автобусов.
По материалам "ru.//%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C" >
2uk/avto/avto6" >2uk