БЮТ оказался наиболее инициативным и изобретательным в плане методов борьбы за свои принципы: первые палатки на Майдане, мегафоны в парламенте, смелые заявления, письма в адрес Президента, демарш, сопровождающийся накрытием своих депутатских мест государственным флагом... По словам народного депутата от фракции БЮТ Владимира Яворивского, таким образом они пытаются дать сигнал обществу, что в стране не все нормально.
— БЮТ настаивает на повторных выборах. Есть ли в них действительно крайняя необходимость?
— Конечно, необходимость есть, потому что все другие варианты не реальны. Допустим, Президент не вносит кандидатуру Виктора Януковича на премьер-министра (в законе нет четкого определения, что он обязан это сделать). «Регионы» угрожают тем, что они проголосуют за нее и без внесения — это нелегитимно, звено Президента не может выпасть. То есть этот вариант отпадает.
Переформатирование коалиции, скажем, возвращение Мороза в лоно демократической коалиции вряд ли возможно после всего, что произошло. Я не вижу путей отступления. Поэтому для того, чтобы уйти от опасности превращения Украины в Белоруссию, что предрекают многие демократические силы, единственный выход — это повторные выборы.
— Что изменится после них?
— Сказать, что они очень легко решат проблему, не могу. Мы прекрасно понимаем, что радикально настроения электората не изменятся. Хотя я убежден, что «Регионы», собственно, исчерпали свой электорат. Максимум к ним прибавится два-три процента голосов избирателей. Однако уже подан законопроект о том, чтобы увеличить проходной барьер до семи процентов.
Это приведет к изменению расклада политических сил. Коммунисты могут не пройти вообще. Перед социалистами тоже возникнет проблема. О блоке Витренко и других мелких партиях речь не идет. Мы обсуждали возможность присоединения к БЮТ либо партий, либо отдельных личностей из УНП Юрия Костенко и из ПРП Виктора Пинзеника.
Существует реальная возможность привлечь их в наши списки. Кроме того, если хорошо поработать на востоке и юге Украины, не толочь электоральный грунт, более чем реально просматривается ситуация, когда демократы могут набрать 50 процентов плюс один голос на выборах.
— То есть в случае повторных выборов вы рассчитываете исключительно на то, что демократические силы наберут большинство голосов сразу же?
— Безусловно, иначе это все не имеет никакого смысла.
— Считаете ли вы реальным, что БЮТ и «Наша Украина» пойдут на выборы одним списком?
— Сегодня об этом рано говорить. Мы решили обратиться к социологам, чтобы они проанализировали, в каком формате нам лучше идти.
— Прокомментируйте, пожалуйста, заявление Юлии Тимошенко, в котором она сказала, что ваша фракция будет добиваться от Президента отставки парламента, в связи с чем бютовцы и покинули сессионный зал.
— Мне кажется, что все самое главное сказано в заявлении и комментировать его нет смысла. Я могу просто расширить его рамки. Принято решение о том, что мы оставили зал. Фактически до 25 числа не вносится ни один жизненно необходимый для Украины закон. Но нас поставили в такую ситуацию, когда фактически наши голоса ничего не стоят. Поэтому все, что хочет принять большинство, оно примет и без нас. Мы, конечно, могли сесть, нажимать кнопки, голосовать.
Тогда бы наше общество подумало, что все нормализовалось, все капитулировали перед «Регионами». Но мы хотели подать людям сигнал, что в государстве не все нормально, а кардинальные вопросы не решены. Мы хотели помочь Президенту подтолкнуть его к роспуску парламента.
Сделали мы это красиво: расстелили на наших рядах огромный государственный флаг. Это ответ на ту короткую, очень раздражающую драматическую дистанцию, когда в Украине перехватило дыхание, и все ждут: использует Президент свое право на роспуск парламента или нет. Или он внесет тело Януковича в Верховную Раду.
— На каком основании, по вашему мнению, Президент должен принять решение о роспуске парламента, ведь коалиция сформирована...
— Этот вопрос уже отработан юристами, есть очень много аргументов. Я не юрист, поэтому не хотел бы их повторять. Но главный из них — это то, что 24 июля истекает срок создания правительства, и у Президента есть все основания распустить парламент. Есть другие основания, частично политические, частично моральные, частично правовые. Есть инструкции по правилу отбора кадров на пограничную службу, на службу в милиции.
В их регламенте сказано, что если человек, который претендует на эту службу, привлекался к уголовной ответственности, даже рядовым пограничником или милиционером он служить не может. Более того, он не может претендовать на эту должность, даже если родственники были привлечены к уголовной ответственности! А премьером может? Есть много вопросов.
Более того, то большинство, которое существует, деформировало волеизъявление людей, и Президент несет за это ответственность. Есть очень много зацепок и фундаментальных вещей, которые дают право главе государства распустить парламент. Дело в его политической воле.
— Юлия Тимошенко говорила о подкупе депутатов. Можете привести какие-то конкретные примеры?
— Вы сами понимаете, что называть какие-то конкретные фамилии — это втягивать себя в долгие судебные процессы. Я бы этого не хотел. Но то, что и от нас перешли люди не за просто так — факт. Могу привести пример.
Ходят слухи, что за нового депутата, пришедшего в парламент первый раз, дают два миллиона. За депутата, который уже «обстрелянный» и был в Верховной Раде не один раз, — шесть миллионов. Я подошел к одному из ключевых регионалов и спросил: а если бы я вдруг дал согласие на то, чтобы меня перекупили, сколько бы вы за меня дали? Он так посмотрел на меня и сказал: «Ты стоишь миллионов десять».
— Для чего БЮТ предпринимал такие, скажем, деструктивные методы по блокированию парламента, как сирены мегафонов, тем более что они все равно оказались безрезультатны?
— Вы не правы, у нас не было задачи приостановить принятие каких-либо решений. У нас нет таких возможностей даже в техническом плане. Цель этих действий одна — дать большинству понять, что эти люди не хозяева жизни, и они не могут забирать себе все комитеты и все должности.
У нас просто нет другого способа борьбы: трибуну «Регионы» заблокировали, говорить мы не можем, посему и избрали такой метод. Я понимаю, что он примитивный, но он напоминает о том, что еще не все решено, и это — не финал политической борьбы.
— Нужен ли Украине Майдан-2? Как долго он сможет просуществовать?
— Он будет и просуществует столько, сколько будет нужно. Я не понимаю, почему вас это так удивляет? Это нормальные способы сопротивления. Они цивилизованные. Они на украинском грунте уже проверены. Нужно привлечь внимание украинского обывателя к тому, что в стране происходит что-то необычное и противоестественное, и это нужно остановить.
— Не боитесь, что скопление на одной территории людей, представляющих интересы разных политических сил, может привести к гражданским конфликтам?
— Я так не думаю. Если мы с вами прошли Майдан, на котором собиралось столько очень разных людей, причем в зимнее время, и все было тихо, то в этом Майдане, я бы сказал, есть некая романтическая легкость. Здесь нет выпученных глаз. Люди протестуют потому, что в стране происходит ползучий переворот.
— От представителей вашего блока были заявления о том, что переговоры между НУ и ПР являются предательством национальных интересов...
— Конечно, так союзники не поступают. Оказывается, нашеукраинцы вели эти переговоры сразу же после выборов. Это грязные методы, это предательство. Сейчас в НУ очень сложная ситуация: НРУ никогда не пойдет к коммунистам и регионалам, поэтому, скорее всего, «Наша Украина» обречена на раскол. Пусть об этом думают лидеры.
"Столичные новости"
e-news.com.ua