Нашеукраинец Руслан Князевич был среди тех депутатов, которые выступали против присоединения «Нашей Украины» к коалиции с Партией регионов. А поскольку Руслан Петрович юрист по образованию и в настоящий момент работает в парламентском комитете по правовой политике, читателям газеты "Без цензуры" интересно будет узнать его комментарии к последним событиям.
– Как вы считаете, может ли подписание Универсала стать залогом того, что новое правительство и Президент будут проводить политику в одном направлении?
– Универсал – это общественный морально-политический акт. Подписавшие его политические силы продемонстрировали, что берут на себя моральную ответственность за осуществление политики, которая не противоречит их внутренним убеждениям. Вместе с тем спорные для этих политических сил пункты, наявные в документе, по моему убеждению, будут выполняться с оговорками. В случае нарушения принципов, заложенных в Универсале, подписанты понесут лишь моральную ответственность. И это пугает.
– Не раскололи ли последние политические события фракцию «Наша Украина»? Как они отразились на вашей политической силе?
– Я бы не говорил о расколе. Раскол – это когда часть фракции не согласна с остальными и показывает это, например, демонстративно выходит из состава фракции.
– Но у вас как раз одна часть не согласна с другой...
– Норма об императивном мандате может стать залогом того, что фракция будет сохранена. Если случится так, что определенное количество депутатов не захотят входить в новое большинство, то это их право, записанное в Конституции. Конечно, если в коалицию войдет большая часть «Нашей Украины», то это позволит ей исключить из своих рядов часть депутатов, не согласных с позицией фракционного большинства, но не думаю, что до этого дойдет. Голосование по кандидатуре премьер-министра было достаточно показательным: из 81 депутата проголосовали всего 30.
– Не совсем ясна ситуация с созданием или переформатированием новой коалиции. «Наша Украина» войдет в парламентское большинство или нет?
– Думаю, что фракция все же проголосует за вхождение в коалицию. Или, если не наберется большинства голосов во фракции (в чем я сомневаюсь), может быть принято решение о присоединении к коалиции депутатов в индивидуальном порядке.
Однако я вообще сейчас не вижу необходимости создания новой коалиции. По Конституции большинство в парламенте формируется фактически для того, чтобы предложить Президенту кандидатуру премьер-министра. После своего назначения премьер уже вносит предложения парламенту, а не коалиции...
– О присоединении «Нашей Украины» к большинству говорили, чтобы получить должности в правительстве?..
– Может быть. Но поскольку коалиция не сложилась, то сегодня говорить о новом большинстве уже не имеет смысла.
– Разве оно не сформировано?
– Если бы оно было сформировано, то старая коалиция должна была отозвать кандидатуру на должность премьера, затем ее следовало бы распустить и сформировать новую. И только после этого предлагалась бы кандидатура на премьера от нового большинства...
– Но, чтобы не распускать старую коалицию, депутаты накануне приняли изменения к Регламенту ВР и объявили о переформатировании коалиции...
– Тогда мне не совсем понятно, зачем входить в эту коалицию всей фракции «Наша Украина». Сейчас коалиции и правительству по большому счету вообще уже не нужна наша фракция. Партия регионов добивалась, чтобы Президент внес в парламент кандидатуру премьера, и тогда она готова была идти на уступки.
Но ввиду того, что «Наша Украина» не получила ни одной должности в экономическом или энергетическом блоке правительства, можно сделать вывод, что к нам не будут относиться как к равноправному партнеру. Более того, я не исключаю, что ПР может шантажировать «НУ» отставкой министров.
– Несколько человек из вашей фракции уже выразили свое особое мнение о присоединении к коалиции, как вы видите свое последующее сосуществование с теми, кто войдет в большинство. Есть ли внутри фракции давление на этих людей?
– Думаю, нас будет не несколько, а десятка 2–3 точно, а это уже немало. Давления на нас никакого нет. Что отличает «Нашу Украину» от остальных парламентских фракций, так это демократический дух. Не все фракции могут похвастать таким голосованием, как у нас, и таким пониманием позиций каждого отдельно взятого депутата.
Что касается коалиции, то если она все же будет создана, то, видимо, нам придется как-то координировать свои действия с частью СПУ, не присоединившейся к коалиции, а также с БЮТ, потому что действовать самостоятельно нам будет достаточно трудно.
– Бютовцы уже что-то предлагали, кроме публичных заявлений о межфракционном объединении?
– Нет. По крайней мере я об этом не знаю. С другой стороны, в настоящий момент сложно что-либо говорить, потому что мы не знаем, как поведет себя нынешнее правительство. Лично я никогда не проголосую против законопроекта, содержащего в себе позиции, заложенные в Универсале.
Я не стану выступать против Президента. И говорить, что не вошедшие в большинство в оппозиции к Президенту – нонсенс, потому что в условиях парламентско-президентской республики оппозиция скорее может быть к коалиции, а не к Президенту.
– Но вы не поддержали решение Президента о назначении премьером Януковича...
– Не думаю, что наши депутаты обязаны были голосовать за Януковича. Я знаю, что это решение далось Президенту нелегко. К тому же он сказал в своей речи в парламенте, что был на стороне «оранжевой» коалиции. И, думаю, он прекрасно понимает тех, кто не голосовал за Януковича.
– Каковы перспективы развития вашей политической силы в нынешней ситуации?
– Если «НУ» присоединится к коалиции, то это будет ее полным электоральным крахом. Если же мы будем работать в нормальной конструктивной оппозиции, то у нас есть шанс сохранить наших избирателей и обеспечить себе политическое развитие.
– У Президента сегодня есть рычаги влияния на Кабмин и парламент?
– Президент имеет право ветировать законы, принятые парламентом. И поскольку в нынешней коалиции не наберется 300 голосов для преодоления президентского вето, то можно говорить, что у Президента определенные рычаги влияния на парламент остались.
Даже если «НУ» присоединится к коалиции, что в сумме даст больше 300 голосов, не думаю, что члены нашей фракции будут голосовать за преодоление вето Президента. Что касается Кабинета Министров, то по новым нормам Конституции Президент может не признавать решений правительства, если они будут неконституционными. В таком случае он обязан обратиться в Конституционный Суд. То есть говорить, что Президент остался без полномочий, неверно.
– Однако кое-кто считает, что в законе об оппозиции нет необходимости, ведь если есть коалиция, т. е. большинство, то по логике вещей должна быть и оппозиция, состоящая из сил, в нее не вошедших...
– В том-то и дело, что это вытекает логически, но нигде не выписано процессуально. В законе должны быть выписаны основные принципы деятельности оппозиции, ее права и обязанности. Сегодня права у нас имеет лишь коалиция.
– Роспуск парламента, по-вашему, был бы лучшим выходом, чем то, что мы имеем сейчас?
– Если говорить с точки зрения общественно-политической легитимности, то лучше. Как по мне, есть легальность парламента и его общественная легитимность. Что касается легальности, то ни у кого не возникает сомнений, что парламент был избран честно, согласно с действующим законодательством. По крайней мере, это подтвердил Высший административный суд.
Но с точки зрения общественной легитимности есть некоторые проблемы. Люди шли на выборы, голосовали за определенные политические силы, за их программы, верили их обещаниям, но после выборов эти политические силы резко изменили вектор своей политики.
Правда, как показывает социология, состав парламента, если бы состоялись досрочные выборы, существенно не изменился бы. Но мне хочется верить, что они стали бы третьим шансом «оранжевых» сил объединиться и одержать победу.
– Юлия Тимошенко в своем интервью сказала, что ее команда разработала четыре варианта роспуска парламента. Вы как юрист можете сказать, возможен ли сегодня роспуск Верховной Рады легитимным путем?
– Возможен, если коалиция распадется и в течение месяца не будет создана новая, если правительство будет 60 дней в отставке, если парламент не будет работать в течение 30 дней. Других оснований для роспуска парламента я не вижу.
Не знаю, что наработал БЮТ, но мне кажется, что для роспуска парламента сейчас конституционных оснований почти нет. Есть, конечно, неконституционные пути, но я не думаю, что о них стоит говорить.
ELCOMART Международная жизнь
e-news.com.ua