Вопрос обеспечения украинской промышленности газом, безусловно, является одним из основных приоритетом новой правительственной команды. Именно этой проблематике уделяют первоочередное внимание первые лица Кабмина, и первый зарубежный визит премьер-министра Виктора Януковича в Россию имел явное «газовое» наполнение. Пока можно констатировать, что до конца этого года Украина практически гарантировала себе неизменность условий газового импорта. А вот условия дальнейших поставок «голубого топлива» определятся только через несколько месяцев, которые будут посвящены сложнейшим для украинской стороны переговорам с российскими и среднеазиатскими партнерами.
Практически сразу после своего вступления в должность первый вице-премьер-министр и министр финансов Николай Азаров инициировал проведение ревизии деятельности «Нафтогаза Украины» и, прежде всего, газовой составляющей НАКа. При этом, по словам Азарова, «мы ничего не обещаем, кроме одного: детально разобраться, кто и почему ввергает наш топливно-энергетический сектор в кризис, и сделаем все, чтобы вернуть его в режим нормальной работы». В частности, будет проверена кредитная политика Нафтогаза, а также обоснованность повышения тарифов на газ для всех категорий населения и баланс собственного газа, себестоимость добычи которого оценена Азаровым «в 5 раз ниже цены, по которой Кабмин под руководством Юрия Еханурова решил продавать его населению». Главным результатом инициируемой проверки должен стать ответ на вопрос «почему НАК «Нафтогаз Украины», который еще полтора года назад был очень прибыльным и эффективным предприятием, сегодня практически стал банкротом?».
В целом, если свести газовые приоритеты нового правительства к общим знаменателям, то можно выделить следующие ключевые моменты. Безусловное обеспечение платежеспособных потребителей газом при ужесточении платежной дисциплины с применением самых жестких санкций к неплательщикам – вплоть до отключения от газоснабжения даже областных центров, как на этой неделе это произошло с Винницей.
Финансовое оздоровление «Нафтогаза» за счет оптимизации его деятельности и сосредоточение усилий не столько на рознице, сколько на обеспечении газового транзита и обслуживании магистральных газопроводов.
Диверсификация источников газа и активизация с этой целью зарубежных проектов «Нафтогаза», направленных на освоение новых газовых месторождений в Казахстане, Узбекистане и России, а в перспективе и в странах Персидского залива и Ливии. Параллельно с этим Украина стремится принять непосредственное участие в мероприятиях по расширению газотранспортной системы Средняя Азия – Центр на ее узбекском участке, что может добавить к газовому балансу Украины еще до 5 млн. м3.
Сохранение госконтроля над газотранспортной системой. При этом в международный газотранспортный консорциум действующая ГТС Украины, несмотря на соответствующие пожелания «Газпрома», не войдет. Во всяком случае, до тех пор, пока Янукович остается премьер-министром. По его собственным словам, под контроль консорциума будут передаваться только новопостроенные газопроводы.
Лояльное отношение к «РосУкрЭнерго», как к структуре, фактически гарантирующей сегодня газовый баланс Украины. Тем более, что дальнейшая роль РУЭ на украинском рынке будет определяться с оглядкой на Кремль. И не исключено, что активно приобретаемые сейчас «РосУкрЭнерго» газовые месторождения будут качать относительно дешевый газ непосредственно для украинского рынка в обмен на обслуживание существенной доли этого же рынка самим «РосУкрЭнерго» и его дочкой «УкрГаз-Энерго».
Реализация этих приоритетов зависит от стабилизации отношений с «Газпромом» и российским истеблишментом в целом. Поэтому первый зарубежный визит экономического блока правительства состоялся в российские Сочи, где в рамках неофициального саммита Евразийского экономического сообщества украинские правительственные чиновники провели 15 августа серию переговоров и консультаций со своими российскими и среднеазиатскими партнерами, практически полностью посвященных газовой проблематике.
Накануне саммита «Нафтогаз», подготавливая благоприятную почву для газовых переговоров, договорился с «РосУкрЭнерго» о реструктуризации долга за поставленный газ, а руководитель Минтопэнерго Юрий Бойко провел в Москве с руководством «Газпрома» предварительные консультации.
Наиболее важным итогом сочинских переговоров украинского и российского премьеров стали неофициальные (пока) гарантии российской стороны сохранить сегодняшнюю стоимость газа. По формулировке украинского премьера, «в этом году - не дороже, а на следующий год - как сложится рынок». Газовые схемы при этом, по словам Януковича, будут рыночными, а механизмы образования цен будут прозрачными и соответствовать уровню экономических отношений России и Украины». Оглашена была в ходе переговоров и предположительная стоимость газа для Украины на будущий год, которая колеблется в пределах от $150 до $230 за тыс. м3.
Демонстрируя наличие взаимного стремления к компромиссу при невозможности его быстрого достижения, главы правительств Михаил Фрадков и Янукович дали поручения, соответственно, председателю правления «Газпрома» Алексею Миллеру и Юрию Бойко разработать предложения о стабилизации газового рынка до конца 2006 г. и на 2007 г., включающие в себя и вопросы обеспечения закачки газа в ПГХ Украины на уровне 24,5 млрд. м3 до начала отопительного сезона.
Необходимо также отметить, что имевшие ранее место осторожные предположения представителей украинского истеблишмента о целесообразности пересмотра газовых соглашений от 4 января этого года потеряли всякую актуальность, поскольку позиции российской стороны по этому вопросу остались неизменными и после формирования в Украине условно «пророссийского» Кабмина. Именно на этом акцентировал внимание Фрадков, комментируя итоги газовых переговоров со своим украинским коллегой.
Помимо этого, Фрадков особо отметил, что «Российская Федерация рассчитывает, что российский вектор в украинской внешней политике будет не декларативным, а реально подкреплен делами». Предложены были и соответствующие «реальные дела» в виде приглашения в ЕврАзЭС, предполагающего высокую степень не только экономической, но и политической интеграции.
Такой путь для большей части политической и бизнес-элиты Украины выглядит малопривлекательным, а встречные украинские инициативы по интенсификации ЕЭП, и, прежде всего, по созданию зоны свободной торговли без изъятий и ограничений (включая и энергоносители), вряд ли встретят искренний энтузиазм Кремля. Поэтому, несмотря на пророссийский имидж нового украинского премьера, российский газ в следующем году, скорее всего, подорожает. Тем не менее, поскольку Москве для сохранения своего геополитического достоинства в отношениях с «дружественным правительством», все же придется идти если не на уступки, то, как минимум на разумный компромисс, можно ожидать, что удорожание «голубого топлива» будет, по крайней мере, постепенным и прогнозируемым.
Валентин Ермоленко, UGMK.INFO
e-news.com.ua