Для поступательного развития украинской экономики как хлеб, как вода, как воздух нужен независимый суд. Суд, который станет основой законности (не декларативной) и справедливости (не бигбордной). И хотя примеров липы, белых ниток и прочих «эвфемизмов» в судебной сфере в нашей стране предостаточно, есть в Украине все же классические примеры так называемой «работы с судами», такие как разбирательства вокруг холдинговой компанией «Лугансктепловоз».
Лиха беда начала
Если бы пять лет назад в Фонде госимущества, готовящегося объявить о проведении конкурса по продаже 76%-го пакета акций ОАО «ХК Лугансктепловоз», появился прорицатель и сказал бы, к чему это все приведет?! Думается, чиновники этого ведомство съели бы все заготовленные для подписи бумаги, запив чернилами из всех начальственных ручек, которыми можно было бы поставить разрешительную роспись. Но, как известно, история не знает сослагательных наклонений.
Нужные бумаги были подписаны, конкурс объявлен, претендент нарисовался в единственном числе — ХК «АвтоКрАЗ» (контроль над которым приписывают К.Жеваго). Казалось, можно вздохнуть и расслабиться: ситуация может и не конкурентная, но зато и не проблемная. Однако проведенная ФГИУ проверка, показала, что данная структура не может участвовать в конкурсе, так как имела на момент подачи заявки в своем уставном капитале 25%-ю госдолю (что запрещено законом), и к тому же не сподобилась предоставить ни одного подтверждения своего статуса как «промышленного инвестора». Конкурс признали несостоявшимся, незадачливому претенденту попытались вернуть заявочные документы.
ХК «АвтоКрАЗ» ушел «в отказ» и подал иск, не только опротестовывая выводы и решения ФГИУ, но и требуя признать себя победителем несостоявшегося конкурса. На первый взгляд абсурд, но так начались пятилетние хождения по судебным инстанциям. Дважды по линии хозяйственных судов дело доходило до верховной инстанции, которая в своем последнем вердикте четко и недвусмысленно указала на то, что не имеет права «давить» на Фонд госимущества.
Потерпев поражение в хозсудах, г-н Жеваго и ХК «АвтоКрАЗ» сотворили новый иск к ФГИУ (с теми же требованиями), подверстав под него под надуманным предлогом физическое лицо. Это позволило объединить в одном исковом заявлении две группы исковых требований и подать его в Печерский районный суд. Последний, не понятно по каким правовым соображениям, но догадываемся, с учетом каких «аргументов», принял решение, полностью удовлетворяющее истца, обязав Фонд госимущества заключить с ним договор купли-продажи пакета акций ХК «Лугансктепловоз». После чего последовала новая «кривая» судебных заседаний.
Перелом в затянувшейся тяжбе наступил только после подключения к делу Генеральной прокуратуры, инициировавшей судебное дело (в интересах государства в лице Кабинета Министров Украины) о признании недействительным конкурса по продаже пакета акций ХК «Лугансктепловоз». Целью этого иска была ликвидации любых оснований для претензий со стороны ХК «АвтоКрАЗ» на луганское предприятие по старой цене.
Решением хозяйственного суда г. Киева от 22 сентября 2005 г. исковые требования Генеральной прокуратуры были полностью удовлетворены. В январе 2006 года Киевский апелляционный суд оставляет решение хозсуда в силе. В данный момент, судя по всему, дело выкатывается на последнюю судебную «горку»: в сентябре ожидается рассмотрение кассационной жалобы ХК «АвтоКрАЗ» в Высшем административном суде Украины.
Сопутствующие обстоятельства
Высший административный суд, несомненно, в своих действиях будет исходить исключительно из буквы закона. Но при рассмотрении любого дела все равно есть детали, которые не мешало бы учитывать.
Во-первых, уже объявлен новый конкурс, участвовать в котором, по словам главы ФГИУ В.Семенюк, собираются солидные инвесторы из Германии, Польши и России. Стоит ли говорить, о том, как сложно будет продать предприятие, имеющее довесок в виде пятилетней судебной тяжбы?! Ни один уважающий себя инвестор не пойдет на подобное приобретение.
Во-вторых, следует учесть, что от вердикта ВАСУ зависит то, увенчаются ли успехом многолетние усилия представителей ФГИУ и ГПУ, пытающихся отстоять интересы государства в этом деле. А они очевидны уже в своем элементарном — денежном — проявлении: ведь нынешняя стартовая цена «Лугансктепловоза» (292 млн грн) более, чем в семь раз превышает расценки 2001 г. (41,8 млн грн). Между тем, планы по приватизации и социальные обязательства государства, требующие своевременного пополнения бюджета, никто не отменял.
В-третьих, не стоит сбрасывать со счетов и нормальную корпоративную солидарность. А ведь за пять лет от «автокразовских наездов» натерпелся не один суд. Если верить слухам, еще весной этого года были звонки определенного рода от народного депутата из фракции БЮТ, объясняющего судьям, кто будет премьер-министром, и кто будет возглавлять Комитет ВР по вопросам правовой политики и судебной реформы.
В-четвертых, нельзя допустить, чтобы за всеми этими судебными разбирательствами потерялся сам объект приватизационных притязаний — ОАО ХК «Лугансктепловоз». Пять лет предприятие демонстрирует чудеса выживания в условиях, последней каплей можно считать кредит, взятый весной этого года для погашения задолженности по зарплате. Дальше некуда, и, видимо, поэтому руководство завода ратует за приватизацию «хоть тушкой, хоть чучелом», но только побыстрее, и на законных основаниях.
Наконец, пора уже четко осознавать, что сила и справедливость государства зависят не от величины или оснащенности армии, и уж точно не от количества «биг-бордов» утверждающих наличие справедливости. Сила и справедливость государства зависят от законности, потому что именно она является его основой.
Леонид Теплов, UGMK.INFO
e-news.com.ua