Место в десятке лидеров европейских автопродаж позволило Украине рассчитывать на повышение внимания со стороны мировых концернов. Впрочем, пока это проявляется лишь в их попытке отказаться от работы через посредников и самостоятельно контролировать продажи в нашей стране.
Официальный прием
По данным ИАГ Auto-Consulting, июнь стал очередным рекордным месяцем для отрасли. Было зарегистрировано почти 36 тыс. новых авто, что на 91% больше, чем в июне прошлого года, и на 10% — чем в нынешнем мае. Неудивительно, что мировые автомобильные концерны все меньше устраивает роль сторонних наблюдателей за победной поступью украинского рынка. В конце июля в нашей стране начнет работать дочернее предприятие компании Honda, которое сосредоточит в своих руках импорт, оптовые продажи и продвижение продукции. В начале июля стало известно и о выходе на наш рынок официальной дистрибьюторской компании Subaru. У истоков нового СП стоит японский Торговый дом Sojitz и официальные импортеры брэнда в Украине — «Мега-Моторс» и «Меркурий». Как полагает маркетинг-менеджер компании Андрей Ханин, изменение схемы работы в 2007 г. позволит поднять продажи марки на 100% по сравнению с прошлым сезоном (до 3 тыс. шт.).
Ранее предприятия с частичным или полным участием своего капитала в нашей стране открыли Renault, Nissan и Toyota. Директор ИАГ Auto-Consulting Олег Омельницкий полагает, что в дальнейшем количество производителей, пытающихся взять украинские продажи под свой контроль, будет только расти. «Пока рынок не впечатлял объемами продаж, концерны предпочитали работать через местных импортеров, которые за свой счет закупали технику, формировали дистрибьюторскую сеть, рекламировали брэнд. Но сейчас ситуация изменилась — Украина вошла в европейскую десятку лидеров, а по динамике роста выгодно отличается от стагнирующих рынков многих развитых стран. Неудивительно, что все больше компаний оценивают нашу страну как стратегически важную платформу для себя и уже готовы тратиться на ее освоение», — отмечает г-н Омельницкий. По его мнению, критическим для производителя является порог продаж в 15 тыс. авто в год. Как только он достигнут, концерн, как правило, предпочитает работать на рынке, минуя местных дистрибьюторов. «Исходя из этого можно предположить, что задуматься об открытии ДП в Украине в будущем могут Mazda, Volkswagen и пр.», — считает Олег Омельницкий.
По словам главы Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, массовое появление «дочек» мировых концернов может полностью изменить как структуру продаж авто, так и расстановку сил в отрасли. «Они имеют намного больше рычагов, которые позволяют влиять на позиции брэнда. К примеру, могут добиться от материнской компании специального ценового режима, что позволит резко нарастить продажи. В качестве примера можно привести действия KIA в РФ — производитель несколько лет сознательно работал почти без прибыли, чтобы «присадить» рынок на эту марку. Кроме того, представительство готово тратиться на масштабные рекламные кампании. Это значит, что марки, которые первыми начнут продаваться через официальных представителей, могут опередить конкурентов», — прогнозирует г-н Назаренко. Менеджер по связям с общественностью компании «Ниссан Мотор Украина» Елена Маркова говорит, что за год работы представительства им удалось уменьшить долю серых поставок с 9 до 3% и в два раза увеличить продажи авто. Существенно укрепила позиции и Toyota. По информации Auto-Сonsulting, марке удалось занять верхнюю строку в списке наиболее продаваемых в Украине иномарок, хотя ранее она не входила в десятку лидеров. По мнению Олега Омельницкого, от официоза на рынке выиграют и потребители, так как представительства, как правило, пытаются подтянуть сервис под мировые стандарты качества, а также имеют больше возможностей добиться увеличения квоты для рынка.
Вечный подмастерье
Но сколько бы эксперты не говорили о высоком интересе к нашему рынку со стороны мирового автопрома, пока дальше проявления минимальных знаков внимания дело не продвинулось. Вопреки прогнозам о возможном начале производства иномарок в Украине автомобильные инвестиции продолжают оседать на соседнем российском рынке (свои производственные площадки в этой стране имеют Ford, Peugeot, GM, Renault и пр.).
«Учитывая отсутствие благоприятного инвестиционного климата в стране и наличие сильного автомобильного лобби, под которое пишутся законы, можно предположить, что в обозримом будущем концерны вряд ли заинтересуются открытием своего производства в Украине», — считает Олег Омельницкий. Вместе с тем он уверен, что перечень марок, собираемых в нашей стране на существующих производственных мощностях, с каждым годом будет расти. «Для отечественных производителей это очень выгодно, ведь пошлина на ввоз иномарки составляет 25%, а на машинокомплект — всего 5%. Крупноузловую сборку, по сути, может организовать любой солидный импортер. Но, естественно, в этом случае об иностранных инвестициях, передаче технологий и прочем говорить не приходится», — отмечает он.
Среди наиболее вероятных претендентов на украинскую прописку он называет, прежде всего, китайские марки. По слухам, сейчас «Укравто» ведет переговоры о начале сборки автомобилей Cherry, что, впрочем, в самой компании не подтвердили. Пресс-секретарь корпорации «Богдан» Сергей Красуля заявляет, что активно развивать сборочные проекты планирует и их компания. «Первые результаты продаж KIA и Hyundai подтвердили, что это выгодно, — за год нам удалось увеличить реализацию этих марок на 200–400%. Сейчас мы ведем переговоры с Hyundai Motor Company о расширении сотрудничества. Кроме того, обсуждается совместный проект с «АвтоВАЗом». На реконструируемом автомобильном заводе в Черкассах (инвестиции составят $240 млн) к 2008 г. будет производиться не менее 120 тыс. легковых автомобилей в год», — рассказывает г-н Красуля. Представитель корпорации АИС Елена Федорей утверждает, что новые сборочные проекты рассматривает и их компания. Однако марки, которые, возможно, будут собираться на мощностях корпорации, она пока не называет.
В то же время Олег Назаренко уверен, что в этом году рынок вряд ли услышит о реализации новых сборочных проектов. «Нестабильность и неопределенные перспективы украинской сборки в случае вступления в ВТО наверняка заставят инвесторов отложить свои планы до лучших времен», — резюмирует он.
Инф. Деловая столица