• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Как обмануть страховщика

    Опубликовано: 2006-07-14 11:40:00

    Вместе с ростом рынка автострахования увеличивается и количество случаев страхового мошенничества

    Вместе с ростом рынка автострахования увеличивается и количество случаев страхового мошенничества. В мировой практике на долю автомошенников приходится около 10% страховых выплат, в Украине — 15%. Дабы сократить мошенничество, некоторые российские страховщики приняли решение не страховать дорогие автомобили. Отечественные же СК пока только ужесточают условия автострахования.

    Наиболее благодатным для страхового мошенничества во всех странах мира является автострахование. По оценкам украинских СК, 15% страховых случаев сфальсифицированы или являются результатом преступного сговора. Отечественным страховщикам не раз доводилось «меряться силами» с жуликами при страховании КАСКО. Схемы мошенничества достаточно разнообразны — начиная от фальсификации договора, когда клиенты СК, как правило, подделывают срок его действия, и заканчивая инсценировкой ДТП или угона авто. Далее перечислены схемы, начиная с самых популярных.

    «Наиболее распространенными случаями мошенничества со стороны страхователей являются попытки завысить стоимость ремонта автомобиля, пострадавшего в результате страхового случая. Получают распространение «подставные» страховые события, а также случаи предоставления недостоверной информации»,— рассказывает Андрей Марчук, специалист отдела добровольных видов страхования на транспорте СК «Кредо-Классик». Нередки также случаи сговора страхователя со страховым агентом. Примером может быть занижение суммы премии или внесение оплаты за полис «задним числом», то есть после страхового события.

    Наиболее креативные схемы мошенничества включают инсценировку ДТП. Например, у жулика есть битый автомобиль. Он подыскивает новый автомобиль точно такой же марки и цвета и меняет на нем номера. Затем страхует его по договору КАСКО, пользуясь невнимательностью страхового агента, который не затрудняет себя детальным осмотром автомобиля (проверкой номера двигателя, кузова и т.д.), а оформляет полис, изучив лишь документы. Через пару месяцев «режиссируется» дорожное происшествие со старым автомобилем. СК ничего не остается, как выплатить возмещение.

    При обязательном страховании ответственности автовладельцев используются другие схемы мошенничества. «Скажем, незастрахованный водитель попал в ДТП. Регистрировать его не стал, так как был в шоковом состоянии или пьян. Затем он договаривается со своим другом, у которого есть полис ГО, что тот возьмет вину на себя. Они инсценируют ДТП и вызывают ГАИ. Составляется фиктивная схема дорожной аварии, которую приносят страховщику. Оформление происшествия обойдется «приятелям» примерно в $200-300»,— заверяет начальник управления расследования претензий по автострахованию СК «ИНГО-Украина» Виктор Дрозд.

    Сильнее всего бьют по карману страховщиков мошеннические схемы с угонами автомобилей. Чаще всего, по рассказам страховщиков, в Украине «воруют» машины отечественного производства. «Работают» так: страхуют автомобиль, затем заявляют о его угоне в СК, милиция оформляет уголовное дело, автомобиль разбирают и продают по частям. Правоохранительные органы машину, естественно, не находят и останавливают досудебное следствие, а СК приходиться платить.

    Недавно появилась схема с так называемыми фантомными автомобилями. Прибегают к такой схеме только мошенники, у которых есть связи в таможенных органах и ГАИ. Да и применяют ее, только если речь идет об дорогих автомобилях. Ведь, по словам страховщиков, сама организация этой схемы обходится мошенникам в EUR20 тыс. «Автомобиль находится за рубежом. Мошенник якобы перевозит его в Украину. На самом деле через таможню провозятся только документы на автомобиль. Затем жулик регистрирует машину в ГАИ, должным образом уплачивая все пошлины и сборы. После он подключает к операции страхового агента, который оформляет полис КАСКО. Через несколько месяцев СК получает уведомление о страховом событии — угоне. Машину, естественно, не находят. Либо действуют по другой схеме. Под документы разбитого в Украине автомобиля, например, 1990 г. выпуска, из-за рубежа ввозят новый автомобиль такой же марки и цвета. Но благодаря «договоренностям» на таможне злоумышленники экономят на уплате госпошлин кругленькую сумму — около 42%  рыночной стоимости машины. Затем, в результате перерегистрации в ГАИ (которая тоже сопровождается сговором), получают новый техпаспорт. Потом машину страхуют и через некоторое время угоняют. В итоге, условно говоря, машина стоит 100 тыс. грн., а получает за нее мошенник 200 тыс. грн.»,— рассказал детали г-н Дрозд.

    Панацеи от мошенничества нет. Проведенное в Великобритании исследование показало, что 10% страховых претензий содержат те или иные признаки мошенничества. Российские страховщики тоже неоднократно заявляли о росте мошенничества в автостраховании, особенно после введения «автогражданки». По предварительным данным, их ущерб составляет до 30% от сумм страховых выплат. Чтобы снизить процент убыточности по этому виду страхования, СК идут на ужесточение условий страхования. Например, российская СК «Ресо-Гарантия» отказалась страховать автомобили Toyota Camry, Land Cruiser и RAV4, а также внедорожники Lexus.

    Украинские страховщики пока делают ставку на эффективную работу своей службы безопасности. «В СК существует служба безопасности, которая занимается расследованиями подозрительных и крупных убытков. Также ведется «черный список» страхователей, которые заподозрены в мошеннических действиях. Как правило, как только мошенник понимает, что его разоблачили, он попросту забирает из СК заявление о страховом событии»,— говорит Константин Кустов, начальник отдела координации страхования КАСКО СК «Гарант-АВТО». В итоге нечистые на руку страхователи идут в другие компании, где об их проделках ничего не знают. Единой базы страхователей-мошенников в Украине пока нет, и неизвестно, будет ли она когда-либо. А чтобы подстраховать себя от чрезмерных убытков, СК страхуют дорогостоящие машины по повышенному тарифу. «Если ситуация с угоном автомобилей будет ухудшаться, мы можем повысить и тариф, но не более чем на 20% от базового»,— утверждает г-н Дрозд.

    Автор: Регина ДАЦЮК, газета "Экономические известия"

     

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.