• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Водителям говорят «Гуд бай»

    Опубликовано: 2006-07-12 10:12:00

    В борьбе за повышение безопасности автомобилей производители все чаще применяют электронные системы, которые вмешиваются в процесс управления машиной. С одной стороны, это защищает от человеческих ошибок, с другой — лишает водителя возможности самому контролировать автомобиль. Однако создается впечатление, что уже через несколько лет машины станут достаточно «самостоятельными» для того, чтобы обходиться вообще без водителей.

    На днях компания Volkswagen представила очередную разработку в области активной безопасности — автомобиль Golf GTI 53+1. Особенность этой модели в том, что для движения водитель ей не нужен. Получается, что уже сегодня можно ездить на автомобиле, не имея ни малейшего представления о том, как им управлять.

    ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ТОРМОЗОВ

    Первой «атакой» автомобильных конструкторов на водительские амбиции стало массовое применение антиблокировочной системы тормозов ABS. Создатели системы посчитали, что человек за рулем не способен справляться с блокировкой колес настолько эффективно, как это делает электроника. И если первые подобные системы были несовершенны, то сейчас электроника намного эффективнее человека и уже никто не спорит о пользе ABS.

    Разобравшись с тормозами, конструкторы взялись за двигатель. Сначала на автомобилях появились антипробуксовочные системы, которые способны «сдерживать» мотор, если его мощность избыточна и приводит к пробуксовке ведущих колес. Затем появилась система стабилизации ESP, которой «подчиняются» не только двигатель, но и тормоза. В результате ESP смогла самостоятельно бороться со сносами и заносами, выборочно подтормаживая колеса и регулируя тягу двигателя.

    Вскоре разработчики электронных систем безопасности добрались до рулевого управления. Оказалось, что «рулить» автоматика тоже может лучше человека. Например, система VDIM, устанавливаемая на Lexus GS 430, способна доворачивать руль на несколько градусов, если того требует дорожная ситуация.

    ВЫ НАМ БОЛЬШЕ НЕ НУЖНЫ

    Назвать Volkswagen Golf GTI 53+1 первым в истории самоуправляемым автомобилем нельзя — машины такого рода в последние годы разрабатываются достаточно активно. Например, на некоторых западных заводах доставкой комплектующих от одного цеха к другому занимаются автоматические грузовики, которые ездят с малой скоростью строго по разметке на асфальте.

    Другой пример — американские военные, которые стремятся создать «самоходный» транспорт, способный доставлять вооружение и боеприпасы по опасной территории без риска для жизни военнослужащих. В этом году устроенные американскими военными «гонки роботов» выиграла машина, созданная на базе Volkswagen Toureg — за восемь часов она самостоятельно преодолела по пустыне более 200 километров.

    Volkswagen Golf GTI 53+1 создан не для транспортировки грузов, как упомянутые выше «роботы», а для тестирования новых систем безопасности и доводки шасси серийных машин. В ходе тестовых заездов на Golf GTI 53+1 специалисты Volkswagen могут проанализировать работу механических и электронных составляющих машины независимо от человеческого фактора.

    Проще говоря, водитель-человек не способен провести автомобиль между конусами по идеальной траектории. Он не может воспроизвести один и тот же маневр с абсолютной точностью, и так далее... Для электроники все это — пара пустяков. Кроме того, водитель-робот способен моделировать поведение водителя-«чайника», водителя-«профессионала» — всех, кого посчитают нужным «посадить» за руль испытатели.

    В основе самоуправляемого Volkswagen — стандартный Golf GTI с двигателем мощностью 200 лошадиных сил. Ориентироваться в пространстве автомобилю помогает усовершенствованная спутниковая навигационная система DGPS и расположенные в передней части кузова лазерные датчики. При этом погрешность навигационной системы не превышает нескольких сантиметров.

    Конечно, новый робот Volkswagen не пригоден для повседневной эксплуатации. Однако не так сложно научить его «видеть» находящиеся рядом автомобили (существующие системы активного круиз-контроля уже сейчас способны поддерживать заданное расстояние до двигающейся впереди машины), а навигационную систему адаптировать к картам дорог общего пользования.

    БЕЗОПАСНОЕ БУДУЩЕЕ ПАССАЖИРОВ

    Польза от электронных систем в автомобилях очевидна. По результатам исследований массовое применение систем стабилизации ESP способно привести к снижению аварийности на 34 процента для легковых автомобилей и на 67 — для внедорожников. И уже давно никто не спорит о пользе ABS, особенно на скользкой дороге.

    Вполне вероятно, что уже через несколько десятилетий самостоятельное управление собственным автомобилем станет анахронизмом. Конечно, останутся спортивные машины, лишенные «сверхумных» систем стабилизации и способные подарить удовольствие от вождения. Но они, скорее, будут играть ту же роль, которая сейчас отводится парусным судам или лошадям, а массовым средством передвижения станут машины-роботы.

    Скорее всего, большинство из нас в такой ситуации только выиграет. В автомобиле можно будет читать, смотреть кино или спать по дороге с работы. А для тех, кто не сможет забыть свои «драйверские амбиции», наверное, придумают специальные трассы, где можно будет гонять ради удовольствия.

    Остается только понять, какую роль в мире будущего станут играть сотрудники ГАИ, ведь очевидно, что штрафовать роботов, правила дорожного движения которым «зашиваются в мозги» еще на заводе, будет просто не за что. Но мы в них верим. А вот автожурналистам придется основательно подумать над форматом тест-драйвов будущего.

     Сергей Иванов, «CN-Столичные новости»

     

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.