Повышение цен на самые дешевые автомобили скажется на условиях выдачи кредитов на них. С 1 июля в Украине запрещена первая регистрация автомобилей без сертификата Евро-2. На практике это значит, что самые доступные машины — «Таврия», «Славута» — теперь подорожают в среднем на 2-3 тыс. грн. Старые модели «Жигулей» — ВАЗ 2104 и ВАЗ 2107, которые уже не выпускают в России, но еще делают в Украине, тоже подскочат в цене в среднем на 2,5 тыс. грн. Чуть меньше повышается цена на старые варианты Daewoo Sens и Lanos — в среднем на 500-600 грн.
Нормы Евро-2 определяют предельно допустимое содержание вредных веществ в отработанных газах автомобиля. Не подпадают под эту норму все машины, работающие на карбюраторных двигателях. А подорожание вызвано тем, что на такие «Жигули» и «Таврии» теперь устанавливают более совершенную, чем карбюраторы, инжекторную систему.
Банки перейдут на инжекторы
Существенная часть автомобилей сейчас продается в кредит. Один только Укрсоцбанк с начала года выдал 9 тыс. ссуд на покупку машин. Поэтому некоторые банкиры вместе с падением спроса на автомобили прогнозируют и снижение активности клиентов на рынке автокредитования. «При спаде спроса на машины падает спрос и на кредиты — это аксиома», — подчеркивает заместитель председателя правления Укрсоцбанка Ирина Князева. А учитывая, что «Таврии», «Славуты» и старые «Жигули» покупают обычно клиенты с невысокой платежеспособностью, то банки могут ужесточить условия выдачи займов на них. «Увеличение стоимости этих машин может привести к тому, что банки просто увеличат размер аванса», — отмечает Князева.
Дешевле накопить
В крупных финучреждениях кредит на автомобиль среднего класса можно получить и без первого взноса. А если банки выставят требования даже при приобретении самой дешевой «Таврии» ($4,2 тыс.) заплатить первый взнос, потенциальные покупатели, возможно, вообще передумают брать ее. Ведь расходы получаются слишком велики.
При покупке в кредит обязательно возникают дополнительные расходы: страховка, комиссионные, плата нотариусу, регистрация в ГАИ и т. д. Приблизительно это выглядит так: первый взнос (15%) — $630, комиссионные банка — около $100, страхование КАСКО — порядка $300, услуги нотариуса — около $50 , регистрация в ГАИ — порядка $150, отчисления в Пенсионный фонд — около $120. Итого — $1350. Ну и ежемесячно по кредиту нужно будет платить около $120. Наверняка большинство потенциальных заемщиков решат взять более дорогую машину или ту же «Таврию», но без помощи банка.
К осени все привыкнут
Другие банкиры, наоборот, считают, что повышение цен не приведет к снижению спроса на автомобили. «Июльское повышение цен совпало по времени с сезонным спадом покупательской активности, которая наблюдается ежегодно с конца июня до начала августа. А к сентябрю потенциальные покупатели уже будут психологически готовы к новым ценам», — полагает начальник управления активных операций физических лиц банка «Финансы и Кредит» Виталий Шастун.
На то, что спрос не очень снизится, надеется и Князева: «В любом случае повышение цен вызовет некоторое снижение спроса на кредиты. Но это не будет критично для банков. Пока что насыщение рынка не произошло», — отмечает она.
Производители подготовились. В мае Запорожский автомобилестроительный завод перешел на производство автомобилей с двигателями, отвечающими нормам Евро-2. Конструкторы внесли изменения в двигатели МеМЗ, изменили систему питания, разработали соответствующую норме Евро-2 систему улавливания паров бензина.
А Луцкий автомобильный завод, выпускающий ВАЗ 2107 и ВАЗ 2104, завершил производство автомобилей, не отвечающих экологическим нормам Евро-2 еще в марте. Теперь эти модели оснащены инжекторной системой. Для того чтобы успеть продать до 1 июля все карбюраторные автомобили, многие автосалоны проводили рекламные акции, в рамках которых предоставляли скидки или же бесплатно устанавливали сигнализацию либо центральный замок.
Подорожание некоторых автомобилей после введения стандарта Евро-2
Марка машины | Средняя стоимость до 1 июля, грн. | Средняя стоимость после 1 июля, грн. |
Daewoo Lanos | 42 000 | 46 740 |
Daewoo Sens | 33 000 | 40 740 |
Таврия (базовая 1,1) | 19 125 | 22 145 |
Славута (базовая) | 21 909 | 24 929 |
Жигули 2104 | 30 780 | 34 085 |
Жигули 2107 | 29 700 | 31 850 |
Татьяна Николаева, газета "ДЕЛО"