Компании, работающие на рынке деревянного домостроения, в текущем году начали движение в среднеценовой сегмент. Сейчас в нем доминирует продукция преимущественно российского производства, тогда как украинские дома более тяготеют к низкому ценовому сегменту, а финские — к высокому. Если планы участников рынка будут реализованы, то конкуренция на нем может обостриться до предела.
По оценкам коммерческого директора строительной компании Proxima Андрея Перебейноса, за последний год спрос на загородные коттеджи вырос вдвое. «Большинство заказов по-прежнему приходится на кирпичные дома. Но из-за их дороговизны и длительного периода строительства, составляющего не менее полугода, многие заказчики стали интересоваться деревянными жилищами, а также сделанными по технологии быстровозводимых зданий. Если главным преимуществом последних является только скорость возведения, составляющая около 2,5 месяцев, то деревянные строения выделяются еще и тем, что в 1,5 раза дешевле кирпичного аналога», — рассказывает он.
Эксперты констатируют, что по итогам 2005 г. сегмент деревянного домостроения в столичном регионе вырос как минимум на 50%. При этом спрос на элитные деревянные дома, доля которых в денежном выражении ранее составляла около 20%, за последний год сократился в 1,5 раза. Основной причиной такой диспропорции, по мнению соучредителя компании Green House Алексея Меренкова, является тенденция движения рынка в сторону среднего ценового сегмента. Понимая это, лидеры элитного сегмента ($650–900 за кв. м) — финские компании Honka (в Киеве компания «Хонка-Украина») и Kontio (Green House), которые уже начали терять свою рыночную долю, заявили о перепозиционировании продукции в среднеценовую нишу. Как признается глава представительства Honka в Украине Андрей Ветушко, сейчас спрос на дорогие деревянные финские домики стабильный. «Многие клиенты осторожничают, просчитывают проекты, но пока не решаются их реализовать», — говорит он. Поэтому, по словам г-на Ветушко, компания стала расширять ассортимент домами, которые благодаря ряду конструктивных и технологических особенностей на 15–20% дешевле прежних аналогов. Также известно, что в нынешнем году Honka планирует вывести на родной финский рынок молодежные деревянные дома из клееного бруса, а в 2007 г. — представить эту продукцию на украинском рынке. Ожидается, что стоимость таких домов будет до $600 за кв. м, что соответствует верхнему диапазону среднеценового сегмента.
Схожим путем намерена действовать и Kontio. По словам Алексея Меренкова, за последний год компания сделала несколько шагов по пути вывода на рынок продукции среднего ценового сегмента. В частности, она начала не единичное, как ранее, а массовое строительство деревянных домов в виде поселка (порядка 60 домов), одновременно являясь и инвестором проекта, и продавцом будущей недвижимости. При этом Kontio ориентируется в основном на типовые дома не самой большой площади (120–160 кв. м), на которые сейчас наблюдается повышенный спрос.
Насколько финским компаниям удастся выполнить задекларированные обещания в Украине и снизить стоимость своей продукции, пока неизвестно. Но, по мнению экспертов, последствия такого перепозиционирования вызовут лавиноподобный эффект на всем рынке. Дело в том, что сейчас к домам средней ценовой категории ($300–650) относят продукцию российского производства, которую у нас, как правило, через посредников сбывают производители северной соседки. Не трудно догадаться, что они попытаются всеми способами уйти от прямой конкуренции с финнами. Тем более, как говорят эксперты, запас прочности у них для этого имеется достаточный. Россияне в любой момент могут немного снизить свои цены, имея к тому же в руках еще один козырь — более качественную по сравнению с украинской древесину.
Значительно меньше возможностей для маневра будет у отечественных производителей ($300– 500 в зависимости от толщины бревна и качества обработки древесины). В последние годы их головная боль — регулярно дорожающее сырье. Традиционным показателем роста цен на древесину у нас уже давно является порядка 40% в год. В 2006 г. производители готовятся еще к 15–20%-ному удорожанию. Поэтому многие компании еще несколько лет назад начали пробовать завозить сырье из РФ, что, впрочем, кардинально ситуацию поменять не может. Ко всему этому, по словам коммерческого директора компании «Экспресс-Коттедж» Юлии Шавлак, надо учитывать, что украинские предприятия не стоят на месте и постоянно развиваются, совершенствуя качество производимой продукции, что отражается и на ее стоимости. «Цена продукции наших предприятий все больше приближается к среднеценовому сегменту, конкуренция в котором с каждым годом будет только усиливаться», — заключила она.
Инф. Деловая столица