Развитие строительного рынка столицы и рост производства стройматериалов спровоцировали заметное оживление в отрасли добычи речного песка. Эксперты утверждают, что заняться этим бизнесом желает все большее число компаний, однако получить соответствующее разрешение удается немногим. В результате добытчикам стало непросто удовлетворять растущие аппетиты потребителей, что может привести к дальнейшему удорожанию этого сырья.
По оценкам экспертов, в год в столице добывается до 5 млн т песка, что в денежном выражении составляет порядка 100 млн грн. «Бетон для высотного монолитно-каркасного домостроения в городе изготавливается только из чистого речного песка, что и гарантирует спрос на него со стороны бетонных заводов. Кроме того, его массово используют изготовители сухих строительных смесей, объемы производства которых также увеличиваются», — объясняет председатель правления ОАО «Киевский речной порт» Виталий Ильин. Это подтверждают как добытчики, так и потребители. Генеральный директор компании «Хенкель Баутехник (Украина)» Владимир Соха говорит, что в прошлом году рост рынка речного песка составил около 30%. А Виталий Ильин утверждает, что по итогам 2005 г. ОАО получило около 5,4 млн грн. дохода, почти 60% которых пришлись на добычу и перевозку песка. «В этом году порт планирует добыть около 2,8 млн т песка против 1,8 млн т в прошлом. Для этого предприятие будет арендовать грузовые суда других портов, тогда как еще в прошлом году мы сдавали в аренду собственную технику», — отметил он.
Именно речпорт на сегодняшний день является крупнейшим легальным добытчиком песка для нужд столицы. Кроме него, на этой ниве активно работают структуры, специализирующиеся на расчистке русел рек и намывке территорий для строительства — ГП «Укрсервисминтранс» и ОАО «Гидромеханизация», располагающие собственными земснарядами. Впрочем, эксперты считают, что львиная доля объемов рынка находится в тени из-за сложной процедуры получения разрешительной документации. «Не секрет, что очень большая часть добычи ведется полулегально, без оформления всех необходимых документов», — сообщил руководитель одного из предприятий—производителей стройматериалов, добавив, что это явление наиболее распространено на территории Обуховского, Бориспольского и Вышгородского районов.
Но несмотря на все сложности выхода на рынок, он активно привлекает новичков. В частности, освоить добычу песка планирует «Хенкель Баутехник (Украина)». «Сейчас предприятие занимается оформлением документации. Мы планируем вести работы с помощью лицензированного подрядчика, имеющего всю необходимую технику и ремонтную базу», — сказали в компании. Таким же образом работает и столичный монополист в сфере производства бетона — ОАО «Завод ЖБК им. Ковальской». Как рассказал председатель правления ОАО Александр Пилипенко, завод сотрудничает с подрядчиком, добывающим песок в районе Коростеня. Заняться промышленной добычей песка намерено и ООО «Альянс-Союз», уже начавшее в конце прошлого года разработку участка акватории Днепра возле Южного моста. Впрочем, у «Альянс-Союза», несмотря на все разрешения, возникли непредвиденные сложности. Управление по вопросам чрезвычайных ситуаций КГГА наложило запрет на работу компании, мотивируя это угрозой экологической катастрофы: в реку могут вылиться городские нечистоты, которые проходят по канализационным трубам, проложенным по дну реки в этом районе. Юрист ООО Андрей Гвоздик утверждает, что такое решение является результатом усиления конкуренции на рынке и «спровоцировано усилиями ОАО «Киевский речной порт», которое ведет нечестную антиконкурентную борьбу с привлечением госорганов». Однако Виталий Ильин эти обвинения отвергает, утверждая, что порт не воспринимает ООО в качестве конкурента.
Аналитики же констатируют, что на данный момент участники рынка не в состоянии удовлетворить растущий спрос. Это подтверждают и некоторые производители стройматериалов, испытывающие сложности с загрузкой своих мощностей. «Конкуренция усилится скорее между покупателями, а не добытчиками песка. При этом цены на продукцию продолжат расти. С мая прошлого года песок подорожал в два раза, с июня грядет очередное повышение цен на 10–15%», — уверен Владимир Соха. Сами же добытчики успокаивают потребителей, заявляя, что дальнейшего роста цен в этом году ожидать не стоит. «Сегодня средняя стоимость тонны песка составляет 25–30 грн. и включает в себя инфляцию и возросшие затраты на энергоресурсы и транспортировку продукции. Объективных предпосылок для ее увеличения не существует», — утверждают в компании «Альянс-Союз».
Инф. Деловая столица