Слово "кризис" в переводе с греческого означает "решение" или "поворотный пункт". Ученые подчеркивают, что кризис – это особенный период в жизни человека, сопровождаемый серьезными психологическими изменениями. Хотя кризис может казаться разрушающим, на самом деле, без него невозможен личностный рост. Благодаря кризисам человек способен подняться на новый уровень понимания, осознания и ответственности.
Кризисы сопровождают человека с самого рождения, но в детстве они происходят чаще, чем во взрослом возрасте. Считается, что каждый ребенок должен пройти шесть кризисов развития прежде, чем станет взрослым: кризис новорожденного, кризис в 1 год, 3 года, 6-7 лет, 10-12 лет, 13-16 лет.
Интересно, что эти этапы взросления были совершенно иными столетие назад. Например, 14-летние подростки ранее уже создавали семьи и брали на себя ответственность за новое поколение. Современные люди становятся взрослыми примерно к окончанию высшего образования.
Давайте рассмотрим, какие кризисы возникают у детей, как они характеризуются, для чего они нужны, и как родителям вести себя при наступлении каждого кризиса.
Кризис новорожденного
Первый кризис в жизни ребенка, также самый короткий. Этот период необходим для адаптации младенца к окружающему миру после уютного маминого живота. Во время этого кризиса формируются эмоции и первые реакции на окружение. Он проходит спокойно и заканчивается к трехмесячному возрасту.
1 год
Второй кризис происходит в 1 год. Связан с физиологическими изменениями и становлением ребенка самостоятельным. Ребенок осознает свое существование, самостоятельность и начинает выражать свои желания. Важно давать ему возможность самому выбирать, что делать.
3 года
Этот кризис может начаться в 2,5 или 3,5 года. Ребенок стремится делать все самостоятельно и активно исследовать мир. Важно не запрещать ему это, а помогать безопасно осваивать новые навыки. В это время решающую роль играет потребность в общении с другими детьми.
6—7 лет
Связан с началом школьного обучения. Ребенок получает дополнительную свободу и обязанности. Ограничения, введенные школой, могут вызвать эмоциональные реакции. Важно поддерживать ребенка и предоставлять ему свободу, где это возможно.
10—12 лет
Кризис проходит относительно спокойно. Ребенок ищет баланс между своим мнением и коллективными установками. Родителям важно интересоваться мнением ребенка и уважать его точку зрения.
13—16 лет
Подростковый кризис зависит от успешного прохождения предыдущих этапов. Подросток стремится к свободе и избавлению от гиперопеки. Родителям важно дать свободу, объяснив границы дозволенного.
Взаимопонимание с детьми – залог успешного преодоления детских кризисов.