Бывший глава Nokia Йорма Олилла перед своим уходом из руководства концерна рассказал Handelsblatt о прошлом и будущем своего детища....
– Господин Олилла, когда в начале 90-х годов вы возглавили компанию, Nokia изготавливала бумагу, резиновые сапоги и кабель. Вы отказались от всех этих сфер деятельности и сделали ставку только на мобильную коммуникацию. Стоило ли это решение вам сна в то время?
– Если горит дом, спится плохо. Хочется потушить пожар и убедиться, что каждый из присутствующих вносит свой вклад в решение проблемы. Где-то через полтора года мы знали, какие решения могут быть правильными, а приблизительно через два года я опять смог спать спокойно.
– Что придало вам тогда уверенности в правильности своих действий?
– Естественно, это был очень тяжелый процесс. Но было ясно, что дальше так жить нельзя. Nokia был не финским General Electric, а связкой потенциально очень слабых секторов. Надо было что-то менять. К тому же тогда началась глобализация — в 1992 году был открыт европейский внутренний рынок, и началась жесткая конкуренция. Поэтому решение сконцентрироваться на чем-то одном было очень рациональным.
– Это звучит очень просто…
– Естественно, что при принятии этого решения необходимо было много чутья и мужества. Нужно было знать, какие сотрудники могут справиться с новыми требованиями. Эти оценки — чисто интуитивные. Но возможно, это и является самым важным.
– Тяжело было убедить наблюдательный совет?
– Нет. Они интенсивно обдумывали и прислушивались к мнению третьих лиц. Правда, я не знаю, какой другой выбор они могли бы сделать. У них было только одно предложение — я не предоставил им роскоши выбирать из разных вариантов.
– Это было видение рынка или просто удача — предвидеть такой успех мобильных телефонов?
– Немного удачи нужно всегда. Но компании Nokia очень помогло технологическое переоборудование. При этом мобильная коммуникация получила значительно больший успех, чем ожидалось многими.
– Что самое тяжелое в должности главы Nokia?
– Быстрый темп жизни отрасли. Наши продукты живут очень недолго — если два года не участвовать в развитии, то будет очень тяжело снова встать на ноги. И напротив, если компания слишком успешная, необходимо избегать опасности самодовольства. Это ощущение, овладевающее умом и телом, очень опасно. Поэтому выход в том, чтобы каждый год, в хорошее и плохое время, снова и снова заряжать компанию энергией и постоянно генерировать инновации.
– С прошлой недели эту функцию должен выполнять ваш преемник Олли-Пекка Калласвуо. Что будет решающим в дальнейшем развитии отрасли?
– На ситуацию сильно влияет слияние интернет-технологий и средств массовой коммуникации. Такие компании, как Google и Yahoo стремятся войти в мобильный мир. Для нашего сетевого сектора важен также интернет-протокол. Если не учитывать эти факторы, вряд ли будет много неожиданностей. Все конкуренты известны, и я не думаю, что в ближайшее время появятся новые.
– Не появятся ли новые сферы бизнеса из слияния различных возможностей?
– Я считаю, что конвергенция, комбинация различной техники, приведет к новым вариантам использования музыки, электронной почты и игр в мобильных телефонах. Мы это знаем. Но как будет выглядеть модель бизнеса в будущем, еще неизвестно.
– Речь о конвергенции идет уже много лет. Когда вы ожидаете прорыва в этом направлении?
– В течение ближайших двух лет. Однако уже в ближайший год мы увидим большое количество очень интересных конвергентных мобильных телефонов, разработанных Nokia и ее конкурентами.
– Будет ли среди них универсальный мобильный телефон, который объединит всю технику?
– Нет, этого не случится. Для нашей отрасли я не вижу подобия швейцарского перочинного ножа. Таким мобильным телефоном было бы очень тяжело пользоваться, он имел бы слишком много кнопок. Напротив, мы видим телефоны с различными техническими комбинациями: музыкальный мобильный, мобильный с функциями электронной почты и т.д. Я не верю, что один телефон объединит три или четыре основные функции.
Автор: Сандра ЛОУВЕН / Хельмут ШТОЙЕР (Handelsblatt), газета "ДЕЛО"
e-news.com.ua