Проблема коматозного состояния сегодня вышла за рамки медицины. Стоит ли поддерживать жизнь человека, который не может общаться с внешним миром?
Как определить, насколько глубоко он "ушел", слышит ли он, что происходит вокруг, испытывает ли эмоции, или же находится в "растительном" состоянии, при котором ему уже нельзя помочь?
Учитывая, что в мире сегодня широко обсуждается возможность эвтаназии (добровольного ухода из жизни неизлечимых больных), а в некоторых странах она уже разрешена, вопрос разграничения таких состояний с целью определения безнадежности больного или наличия перспектив на излечение, приобретает особую важность.
Глубокий сон, дремота
Чтобы говорить на эту тему, разумеется, сначала надо более подробно рассказать, что такое, собственно, коматозное состояние, каковы его причины, длительность, в каких случаях есть надежда на выход из комы, а в каких — нет. Нам особенно важна тема надежды на выздоровление, ибо сегодня взгляды на ее критерии меняются.
Итак, кома (греч. koma — глубокий сон, дремота) — это угрожающее жизни состояние, при котором человек теряет сознание, слабо проявляет или не проявляет вовсе никакой реакции на внешние раздражители. У него угасают рефлексы вплоть до полного их исчезновения, нарушается глубина и частота дыхания, меняется сосудистый тонус, учащается или замедляется пульс, нарушается режим температурной регуляции.
Причины этого состояния могут быть различными, но все они ведут к глубокому торможению в коре головного мозга с распространением его на подкорку и нижележащие отделы центральной нервной системы. Это может произойти вследствие острого нарушения кровообращения в головном мозгу, травм головы, какого-либо воспаления (при энцефалитах, менингитах, малярии), в результате отравлений (барбитуратами, окисью углерода и др.), а также при сахарном диабете, уремии, гепатите.
Как правило, коме предшествует так называемое прекоматозное состояние, во время которого у человека нарастают симптомы глубокого торможения в коре головного мозга, а попутно происходит нарушения кислотно-щелочного равновесия в нервной ткани, кислородное голодание, нарушения ионного обмена и энергетическое голодание нервных клеток.
Коварство коматозного состояния в том, что оно может продлиться всего лишь несколько часов, а может — несколько месяцев, и даже — лет. Именно длительностью кома отличается от обморока, который длится, как правило, несколько минут.
Для врачей зачастую довольно сложно выяснить причину комы. Как правило, о ней судят по темпу развития заболевания. Например, внезапно развивается кома после острых сосудистых нарушений мозга, а вот постепенное "угасание" человека характерно для инфекционных поражений, еще более медленно нарастают симптомы коматозного состояния при эндогенных (внутренних) интоксикациях при диабете, заболеваниях почек, печени.
Иные состояния, похожие на кому
Для врачей, занимающихся людьми, впавшими в коматозное состояние, существует масса нюансов, по которым они определяют точный диагноз "кома". Ведь есть еще и другие состояния с похожими симптомами. Например, "синдромом запертого человека", когда человек не может реагировать на внешние раздражители из-за паралича бульбарной, мимической и жевательной мускулатуры, наступающего, как правило, вследствие поражения такой мозговой структуры, как основание варолиева моста. Больной может двигать только глазными яблоками, при этом находясь в полном сознании.
В свою очередь такие больные похожи на больных акинетическим мутизмом, которые так же находятся в сознании и способны следить глазами за двигающимися предметами, но не могут двигаться из-за органических поражений (травмы, сосудистые катастрофы, опухоли) некоторых отделов мозга. Таким образом, до сегодняшнего момента, одним из различий между этими диагнозами и комой считается именно наличие сознания. Но сегодня эти критерии могут быть поколеблены, и чуть ниже мы объясним почему.
Выход из комы и дальнейший прогноз
Не все больные, увы, выходят из комы. Иной раз, если это состояние затягивается и поражения мозга такие тяжелые, что надежды на выздоровление нет, врачи вместе с родственниками больного решают вопрос об его отключении от систем жизнеобеспечения. Иногда человек выходит из комы, но впадает в так называемое хроническое вегетативное состояние, при котором восстановилось лишь бодрствование,
а все познавательные функции утрачены. Он спит и просыпается, сам дышит, у него нормально функционируют сердце и другие органы, но в то же время у него отсутствуют движения, речь и реакция на словесные стимулы. Такое состояние может длиться месяцы и даже годы, но прогноз неблагоприятен — как правило, в итоге больной умирает от инфекций или пролежней. Причина вегетативного состояния — в массивном поражении переднего мозга, нередко — в полной гибели коры мозга. Такое состояние также служит поводом для отключения аппаратов.
Но шансы у больных в коме все же есть. При правильном лечении и благоприятном прогнозе человек может выйти из комы. Постепенно восстанавливаются функции центральной нервной системы — рефлексы, вегетативные функции. Что интересно, как правило, восстановление их происходит в порядке, обратном угнетению. Нередко восстановление сознания происходит через спутанное сознание и даже бред, сопровождающийся дискоординированными движениями и, реже, судорогами. Если даже к человеку возвращается способность мыслить, говорить и двигаться, то очень важно — насколько правильно ухаживали за ним во время комы, ведь неподвижность может привести к атрофии мышц и пролежням, что требует дополнительного лечения.
К сожалению, в России на сегодняшний день уровень оказываемой помощи пациентам в коме и вегетативном состоянии находится не на должном уровне. Таково мнение Сергея Ефременко — доктора, много лет занимающегося такими больными, заведующего отделением реанимации и интенсивной терапии для нейрохирургических больных НИИ Скорой Помощи имени Н. В. Склифосовского. По его словам именно этот уровень показывает, во-первых, моральное состояние общества, во-вторых, уровень развития медицины. "К сожалению, — говорит Ефременко, — в нашей стране на сегодняшний день не существует ни одного лечебного учреждения, профильно занимающегося лечением таких пациентов. В основной массе случаев пациенты в вегетативных состояниях обречены на мучительную смерть, так и не сумев дожить до возможного улучшения состояния, при этом принося невыносимые страдания своим близким".
Счастливые примеры
Нельзя не сказать о том, что история знает немало и счастливых примеров выхода человека из длительной комы и в каких-то случаях даже возвращения его к нормальной жизни.
Хотя большинство из этих случаев произошли не в России, а за рубежом.
Например, в 2003 году американец Терри Уоллис пришел в себя после 19 лет пребывания в коме, в которую он впал после травмы в автомобильной аварии. В 2005 году американский пожарный Дон Херберт вышел из 10-летней комы, наступившей после его пребывания в завале без воздуха 12 минут. В 2007 году гражданин Польши Ян Гжебски пришел в себя после 18-летнего пребывания в коме. Он пострадал после того как попал в железнодорожную катастрофу. Благодаря уходу жены, он вышел из этого состояния без атрофии мышц и пролежней и… узнал о том, что теперь все его четверо детей вышли замуж и женились, а также о том, что теперь у него есть 11 внуков. И, наконец, китаянка Чжао Гуйхуа, пробывшая в коме 30 лет очнулась в ноябре 2008 года. Ее муж самоотверженно находился рядом с ее постелью и помимо ухода за ней, поддерживал постоянный словесный контакт — рассказывал ей о последних событиях и говорил ласковые слова любви и поддержки. И, вполне возможно, именно это и имело ключевое значение — как показали последние исследования, многие такие больные сохраняют способность слышать и осознавать услышанное. И это способно в корне изменить существующее ныне мнение о том, что человек в коме — это человек, утративший сознание.
Новые возможности контакта с человеком в коме
Вообще проблема комы, без сомнения, требует тщательной проработки, ведь цена ошибки тут слишком высока. Отключение систем жизнеобеспечения в соответствии с желанием самого больного (в странах, где разрешена эвтаназия каждый человек может изложить такую просьбу заранее) или же по согласию его родственников может лишить жизни человека, который, возможно, вскоре пришел бы в себя. Тем более, что отношение большинства людей и самих врачей во всем мире к возможности эвтаназии отрицательное.
Например, доктор Ефременко глубоко убежден в том, что нельзя увязывать проблему комы, неизлечимых состояний с проблемой эвтаназии, поскольку она претит моральным установкам любого врача и противостоит основному посылу врачевания "Non nocere" — "не навреди". "Вероятность ошибки, даже если она равна одной миллионной процента, может также иметь место", — говорит доктор. Он напоминает, что Православие является титульной религией нашей страны, а его каноны категорически не приемлют и убийство,
и самоубийство. Только Бог распоряжается нашими жизнями, а также нашими страданиями. Впрочем, это касается и других религий, добавляет Ефременко.
Этот сложный вопрос тем более актуален, учитывая то, что последние исследования подтвердили, что 30% пациентов, находящихся в коме, на самом деле проявляют признаки сознания. Определить это помог новый интерфейс "мозг-компьютер", с помощью которого ученые смогли заглянуть в ранее недоступные им глубины мозга обездвиженного и, казалось бы, отрешенного от реальности человека.
Исследование, организованное немецко-бельгийской Группой по изучению коматозных состояний под руководством профессора Стивена Лориза, строилось с помощью компьютера, специальная программа которого считывала результаты энцефалограмм двух групп — пациентов, находящихся в коматозном состоянии, и здоровых людей из контрольной группы. Энцефалограммы же были получены при ответах испытуемых на простые вопросы, где каждый должен был выбрать правильный вариант ответа, используя простые слова "да", "нет", "вперед" и "стоп". Настоящей сенсацией стало то, что трое из десяти человек, находившихся в коме, правильно ответили на большую часть вопросов! Это означало, что врачи сегодня знают далеко не все о нюансах этого состояния, и что в дальнейшем у них есть шансы с помощью установленного контакта с такими больными не только поставить точный диагноз и просчитать шансы на выздоровление, но и выяснить у них — в чем они нуждаются и довольны ли уходом.
Результаты этого многообещающего исследования были представлены на ежегодной конференции Европейского Неврологического Общества (ENS) и высоко оценены учеными из разных стран.
Как расценивают подобные исследования наши, российские врачи? Об этом мы спросили напоследок у доктора Ефременко. "В деле изучения комы и вегетативных состояний наука еще стоит лишь на берегу безбрежного океана познаний, — отметил он. — Мы даже еще не замочили наши стопы. Только тогда, когда мы получим исчерпывающую и точную информацию о коме и вегетативных состояниях, мы по-настоящему сможем принимать какие-либо решения о судьбах больных".
Кирилл Матвеев