• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Маленькие эгоисты: как научить ребенка сопереживать

    Опубликовано: 2023-07-17 22:24:35

    Дети, по сути, все - маленькие эгоисты, и это нормально. Однако их надо учить сопереживать, сострадать окружающим. Как это можно сделать? Отвечает психолог Татьяна Шерма.


    «Мама, купи!», «Папа, дай!», «Мне бабушка/дедушка разрешила!», «Возьми меня на руки», «Я так хочу – значит делай так» - эти требовательные, настойчивые возгласы вы можете услышать в магазине, на детской площадке, в садике. В этот момент у нашего маленького создания по струнке выравнены напряженные ножки, взгляд из под бровей, руки машут во все стороны…


    Все чаще и чаще сегодня я слышу жалобы о том, что мой ребенок – эгоист, его разбаловали бабушки и дедушки, он (она) не испытывают сострадания и как будто специально делают все «на зло».


    Хороший вопрос – так ли это? Попробуем разобраться!
     
    Ребенок выражает свои чувства сразу, прямо и открыто. Он еще не научился их прятать, искажать и скрывать от окружающих. Чаще всего крик – это призыв к вам обратить внимание, на что, безусловно, нужно обратить внимание. Как правило детям не хватает любви, объятий, нежности, и даже, если вам кажется – ну, я же обнимаю, целую и т.д. А вот вашему чаду кажется, что мало! Значит нужно еще. Тут важно осознать, что пока ребенок нуждается в вас – дайте ему себя. Ведь точно придет момент, когда он уже по взрослому скажет «сам». Поэтому наслаждайтесь! Еще важный момент – ребенок повышает голос и проявляет свои эмоции так, как проявляют их в его близком окружении. Внимательно понаблюдайте за собой, партнером, родителями и вы точно найдете закономерность.
     
    Так как же все-таки научить ребенка этому модному понятию «эмпатии», а простым языком сопереживанию?
    Прежде всего важно рассказать ребенку, что есть мир чувств. Каждый человек – и маленький, и взрослый – каждую минуту что-то переживает. Есть базовые эмоции, такие как: интерес, страх (испуг), тревога, радость, страдание, подчинение, гнев, благодарность.
     
    Каким образом рассказывать?
     
    Шаг 1.


    Каждый раз, когда ребенок проявляет то или иное чувство – обозначать с помощью утверждения или вопроса: «Вот сейчас ты испугался?», «О! Я вижу радость на твоем лице!», «Молодчина! Как хорошо, что ты поблагодарил бабушку».
     
    Шаг 2.


    Когда вы испытываете чувства, так же объясняйте малышу: «Сейчас ты меня расстроил, мне грустно…», «Я счастлив(а), что ты у меня есть!», «Я переживаю, что ты можешь упасть…», «Я радуюсь твои успехам! Молодчина!». Можно периодически спрашивать у ребенка: «Тебе ведь важно, чтобы мама/папа были радостными, не грустили», «Ты ведь хочешь, чтобы деткам с тобой было весело и все хотели с тобой играть».
     
    Шаг 3.


    Следующий шаг - объяснить ребенку, что есть разница в позитивных и негативных эмоциях. Когда мы испытываем интерес, радость, одобрение, веселье, энтузиазм, удовольствие – то нам хорошо, наше тело будет здоровым, у нас будет много сил, с нами будут хотеть дружить и у нас все будет получаться. И наоборот, когда мы испытываем злость, гнев, зависть, вину, страх – нам плохо, нашему телу плохо, нет сил, нет желания что-то делать.
     
    Шаг 4.


    Научить ребенка останавливать свои негативные чувства и делать выводы. Например, как только ребенок испытал негативную эмоцию, сразу с первых секунд пусть бежит к вам и рассказывает, что произошло. После чего вы говорите: «Вот ты все рассказал и тебе уже легче». Таким образом мы учим ребенка не держать негатив в себе, конструктивно делится переживаниями. И поддерживаем его в его чувствах словами: «Я понимаю, что ты чувствуешь», «На твоем месте я бы чувствовал(а) тоже самое», «Когда я был(а) маленьким(ой) у меня была подобная ситуация…».


    Важно научить детей мыслить делая выводы на будущее, задавая вопросы: «А теперь давай подумаем, что в следующий раз будем делать по-другому?», «Чему ты сейчас научился (лась)?»
     
    Шаг 5.


    Следующий шаг – выбор положительной эмоции. Наша задача спросить: «А какую эмоцию ты хочешь теперь испытывать?», «Давай выберем новое чувство – чему мы порадуемся? Что мы будем изучать?».


    Таким образом мы научим детей разбираться в своих чувствах, подскажем как можно управлять и изменять чувства, научим быть внимательными к чувствам окружающих.
     
    Конечно, 2-3 попытки – это еще не все, вам нужно набраться терпения. И даже если вдруг вам все же захочется шлепнуть вашего кроху по попе, не торопитесь, выдохните и серьезно скажите: «Я огорчился(ась) из-за того, что … и теперь у меня нет настроения разговаривать и играть с тобой». Это уже страшный приговор и заметьте, вы не унижали, не оскорбляли вашего ребенка. Вы поделились своими чувствами. Вы искренни. И кроха ни за что не захочет потерять дружбу с вами! А позже, когда эмоции улягутся, обязательно объясните ребенку что и почему нельзя делать, а что нужно.


    Хочу подытожить – развитие добрых чувств и трансформация их не возникнет спонтанно без ваших усилий и примера. А вот взаимоотношения на основе доверия, любви, сочувствия, понимания, дружбы, привязанности и желания действовать вместе – творят чудеса!

    lady.siteua.org

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.