Первые шаги к социализации ребенка начинаются с распознания эмоций, не только своих, но и окружающих. От уровня информированности об эмоциях и возможности их распознания зависят адекватность оценки происходящего и эффективность взаимодействия с социумом.
От того, насколько своевременно вы начнете знакомить ребенка со спектром чувств и эмоций, зависит его социальная адаптация. Конечно же, не стоит сразу впихивать все имеющиеся эмоциональные оттенки. Начните с шести базовых понятий, а по мере взросления обращайте его внимание на детали, углубляясь в распознание мимических и голосовых реакций в проявлении чувств и настроений. Знакомство с эмоциональными состояниями можно разделить условно на 3 этапа: дошкольный, младший школьный и школьный период. Наглядно весь спектр демонстрирует колесо чувств доктора психологии Глории Уилкокс.
Три внутренних круга составляют те эмоции, с которыми нужно познакомить и научить распознавать детей, начиная с центрального.
Этап 1. Знакомимся с базовыми понятиями
В период детского сада ребенку с помощью игрушек, наглядно демонстрируя, как ведет себя та или иная игрушка в разных ситуациях, можно объяснить о существовании 6 базовых эмоций:
•бешенство – пик раздражения на угрозу или несправедливость;
•страх – внешнее проявление нашего отношения к ситуации, угрожающей жизни или здоровью;
•сила – торжественное проявление силы духа, гордости за что-либо;
•грусть – проявление чувства при потере или утраты чего-нибудь значимого для нас;
•радость – положительная реакция на событие;
•спокойствие – чувство расслабленности и сосредоточенности.
Как правило, в этот период дети снимают кальку с поведения взрослых. Старайтесь в повседневной жизни контролировать себя и адекватно выражать свои чувства, так как именно по выражению вашего лица ребенок впервые начинает учиться проявлять свои переживания и настроения.
Также необходимо учесть, что проявлять негативные эмоции – страх или бешенство не плохо, если это уместно. Лучше честно злиться, чем откровенно врать. А вот страх иногда лучше стараться сдерживать.
Этап 2. Расширяем количество эмоциональных оттенков
По мере взросления ребенка его внутренний мир становится богаче. Попадая в школу, дети также расширяют количество проявляемых эмоций: хитрят, учатся дружить, проявляют преданность друзьям, учатся сдерживать эмоции. Для знакомства с оттенками второго круга лучше использовать наглядный материал, разбирая жизненные ситуации или истории из детских фильмов. Обращая внимание ребенка на поступки и эмоции героев, не забывайте задавать базовые вопросы для анализа происходящего:
•Кто как поступил?
•Почему?
•Что он при этом чувствовал?
•Правильно ли?
•А как бы ты поступил в этой ситуации?
Также старайтесь давать оценку эмоционального состояния ребенка в течение дня: ты сияешь от радости, тебя трясет от злости, будь сдержаннее, нужно проявить покорность.
Этап 3. Знакомимся с нюансами
К среднему школьному возрасту ребенок уже имеет довольно развитый эмоциональный интеллект. И если на подсознательном уровне он может почувствовать фальшь или восторг собеседника, то ваша задача постараться довести до совершенства и ознакомить с остальными эмоциональными нюансами и их проявлением. Углубляясь в литературу, разбирая истории из школьной жизни, вы поможете ребенку не только понять чужие проявления чувств, но и отработать навыки управления своими эмоциями.
Не стоит читать нравоучительных лекций. Общаясь с ребенком, задавайте вопросы, что действует на него успокаивающе или, наоборот, что сильно раздражает. В совместном обсуждении по вашему выражению лица ребенок легко научиться распознавать настроение собеседника.
Чем больше нюансов настроения будет знакомо ребенку, тем адекватнее будет его реакция на происходящее. Так же, будучи информирован о чужом настроении, он сможет управлять своими эмоциями, реагируя на сложившуюся ситуацию.
Зачем ребенку разбираться в чужих эмоциях?
Под научным словом коммуникация скрывается адекватное общение – возможность не только слышать, но и слушать собеседника, давать правильную оценку его заявлениям.
Проведенные психологами разных стран исследования свидетельствуют, что чем больше ребенок проинформирован о проявлении эмоций, тем:
•ниже риск возникновения буллинга (травли со стороны сверстников;
•реже проявляется детская агрессия;
•выше уровень эмпатии (сопереживания и сочувствия).
Человек – социальное животное и его жизнь неразрывно связана с обществом. Неумение понять чувства и настроения других – это прямой путь к социальной изоляции и выпадения из общественной жизни. Дети, не научившиеся распознавать эмоции других и адекватно проявлять свои становятся изгоями в детском коллективе.
Умение распознать эмоциональную окраску общения является основой гармоничных отношений не только с окружающими, но и с самим собой, то есть фактически является залогом в будущем успешной профессиональной деятельности и семейной жизни.