• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Вальдорфская педагогика: одна из самых спорных методик

    Опубликовано: 2023-05-02 16:48:26

    Вальдорфская педагогика была основана Рудольфом Штайнером. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. А 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики — вальдорфская, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net

    О методике


    Данная методика направлена в первую очередь на развитие личности ребенка. Основной приоритет — жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии: дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки.

    Вальдорфская педагогика высказывается против раннего обучения ребенка. Поскольку все это отнимает у ребенка детство и притупляет его интуицию и воображение. Вместо этого данная система приобщает ребенка к народной культуре, творчеству, духовном развитию и воспитанию.

    У Рудольфа Штейнера был особый взгляд на развитие детей. Он одним из первых заявил, что детство — уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей — помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.


    Вальдорфская методика образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т. е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе. 


    Цель данной системы — развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни. Во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, а воспитание.

    Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок — это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях — интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических. 



    Основные принципы организации детских садов и школ:

    ·      Дети-дошкольники. В вальдорфских садах разновозрастные группы для детей от 3-х до 7 лет. Таким образом, дети живут, как в одной большой многодетной семье. Младшие ребятки стремятся подражать старшим, старшие учатся ухаживать за младшими. Наполняемость групп — до 20 человек.

    ·      Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них — корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т. д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески — нежно-розового цвета, на стенах — панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах — льняные скатерти и т. д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

     

    ·      Вальдорфские игрушки. Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. Строительным материалом здесь выступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т. п. Руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т. п.

     

    ·      Воспитатель. В вальдорфском саду важны не столько знания, сколько общее самочувствие малыша, осознание им своего места в мире, развитие его индивидуальности. А всего этого можно добиться благодаря приятной атмосфере в группе, сплоченности детского коллектива и доверительным отношениям с воспитателем, а всё это полностью зависит от личности самого педагога. Поэтому к вальдорфским преподавателям особые требования — ведь они для своих воспитанников «образцы для подражания» и высший авторитет. Воспитатели должны заниматься самосовершенствованием и следить за своим поведение, движениями, манерами и всем остальным.

     

    ·      Подражание. Первые семь лет малыш постигает мир опытно-подражательным, а не рассудочным путем. Взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. Именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.

     

    ·      Игровая деятельность. Самой важной деятельностью для ребенка — является свободная игра. Наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. При этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно-ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности. Помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т. д. Т. е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.

     

    ·      Всему своё время. Вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения — они избегают нагрузок на память и интеллект детей. Они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. Для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. С детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. А со старшими — пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.

     

    ·      Ритм и повторения. Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т. д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами — считается одним из условий их гармоничного развития. У последователей Штайнера ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» — это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. Ритм недели состоит из чередующихся занятий — в понедельник дети рисуют, во вторник — лепят из воска, в среду — занимаются прядением, в четверг — пекут, в пятницу у них генеральная уборка. Годовой ритм связан с изменениями погодных условий — весной дети делают грядки на садовом участке, летом — плетут венки из цветов, зимой — лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.

     

    ·      Занятия. При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).

     

    ·      Индивидуальность. В вальдорфской системе все равны — тут нет «хороших» и «плохих» детей, «толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.

     

    ·      Родители. В вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. Родители здесь — частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется — помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т. д. 


    ·      Последователи Штайнера берегут и поддерживают любую инициативу ребенка. У них существует только три причины, по которым можно отказать или запретить ребенку что-то делать:

     

    ·      если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому.

    ·      если его действия могут повредить другим.

    ·      если могут пострадать какие-либо вещи.

     

    При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.

     

    Как же проходит день в вальдорфском саду?

     

    Педагог каждое утро встречает ребенка, здороваясь с ним за руку, что означает: «заходи, малыш, тебе здесь рады».

     

    День начинается общим приветствием — «утренним кругом», который объединяет детей и позволяет каждому из них осознать своё место. С детьми проводится ритмическая игра-зарядка, где дети активно двигаются, топают и хлопают, читают стихи, поют песни.
Затем идет свободная игра, тут дети могут строить из столов и стульев башни, дома, кареты; выкладывать из каштанов дорожки или заборчики; перевозить на тележке грузы; играть в «дочки–матери» (пеленать и кормить «голышей»); раскладывать камушки и шишки по корзинам и т.д.

     

    Педагоги наблюдают за детьми издалека. В это время они, сидя за большим столом, занимаются своими домашними делами: шьют кукол, вяжут крючком, плетут корзины. Если ребенку интересно то, чем занимаются педагоги, он может присоединиться к ним.

     

    После свободной игры — уборка игрушек и завтрак (хлеб, мюсли или другие злаковые блюда, фрукты, чай).

     

    Затем «вдох» — интенсивная музыкально-ритмическая игра. После нее — снова расслабление — прогулка на свежем воздухе, где детям позволено лезть и в воду, и в грязь (в специально приготовленной одежде), играть в песочнице. А можно сходить в парк, покормить животных или, если «на дворе весна или лето» — заняться огородничеством.


     

    После возвращения с улицы — у детей есть время снова на «вдох» — воспитатель рассказывает или показывает сказку (например, братьев Гримм), легенду, басню, библейскую историю, историческое событие и т. п. Причем, одно и тоже произведение воспитатель может «обыгрывать» целую неделю, благодаря чему, дети «вживаются» в сказку и знают в ней каждое слово. Можно не только рассказывать, но и всем вместе сочинять сказки о вылепленных детьми персонажах: «Жил был зайчонок (которого слепила Катя). Он очень боялся волка и лису (их тоже лепили дети)» и т. д. — разыгрывается целое театральное представление.

     

    Потом обед за общим столом, накрытым самотканой льняной скатертью и салфетками. Еда подается в красивых глиняных мисочках. После обеда сон в уютной деревянной кроватке под лоскутным одеялом, потом полдник и занятия на «вдох». Это может быть пение или игра воспитателя на блок-флейте, ксилофоне, лире или других музыкальных инструментах, пальчиковые и жестовые игры, эвритмия и т. п.
За «вдохом» следует «выдох» — подвижные игры, игры-ожидания (например, «что в мешочке лежит?»).

     

    Праздники в вальдорфском саду

     

    Праздники в вальдорфском саду занимают особое место. Ведь эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Они проводятся в духе народных традиций. Детей не «муштруют» по заготовленному сценарию. Это настоящие праздники детской души, где дети, родители и воспитатели являются и гостями и хозяевами одновременно. Поэтому и делают они все вместе — украшают детский сад, прямо в группе пекут пироги, накрывают на стол, разучивают стихи, поют песни, танцуют.
     

    В вальдорфском детском саду, кроме календарных праздников (Нового года, Женского дня), существуют и другие праздники.

     

    Например, День Урожая, на котором делается костер из листьев, печется картошка, а каждый малыш получает в подарок корзину с осенними дарами.

     

    А в ноябре — праздник Фонариков — дети и взрослые, «вооружившись» самодельными фонарями отправляются на поиски клада, который припрятали гномы.

     

    На Рождество — спектакль о Чуде, свечи, яблоки и тихая музыка. После Нового года — Колядки, Масленица — с трещотками, санями, хороводами, прыжками через костер, ну и, конечно, сжиганием чучела. На Ивана Купалу — гулянья на лужайке между украшенными березками, хороводы, костры.

     

    Ну и конечно же, самый главный праздник для каждого ребенка — его День Рождения. Малыш может прийти в этот день в группу с родителями, которые расскажут о его появлении на свет и о самых интересных событиях из его жизни. Затем поздравления с Днем Рождения, подарки, хороводы, домашние угощения. 


     

    Отрицательные моменты

     

    ·      Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. Ведь принципы Штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам — следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т. д.

     

    ·      Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ — гуманитарное. Так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам — ему это вряд ли подойдет. Закончив школу, выпускники-«вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т. п.

     

    ·      Изначально вальдорфская система была рассчитана на детей рабочих табачной фабрики. Поэтому-то так много внимания уделяется именно хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим.

     

    ·      Сам Рудольф Штайнер был весьма незаурядным человеком — мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. Естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» именно в чувственно-духовную сферу.

     

    ·      Педагогика создавалась около ста лет назад и за всё это время она почти не изменилась! Но прогресс-то не стоял на месте. Получается, что дети в вальдорфском детском саду живут в замкнутой искусственной среде — играют в палочки и камушки, учатся читать и считать только в третьем классе, не знакомятся с классическими произведениями для детей, не прилагают никаких усилий для добычи знаний. Но рано или поздно ребенок столкнется с реальностью — не будет ли она для него подобно «удара молнии» и не окажется ли он «белой вороной» в нашем динамичном мире.

     

    ·      Воспитатели никогда не ругают детей, не делают им замечаний (только в самом крайнем случае). А если ребенок итак слишком темпераментный и неуравновешенный, он может в дальнейшем стать и вовсе неуправляемым.

    Хотя, как правило, дети, посещающие вальдорфский садик — ходят в него с большим удовольствием. Ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики — отсутствие любого принуждения.

    roditeli.ua

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.